Агенство Венгрова E-mail
Форумы
О нас Путешествия Суда для сплава Снаряжение Библиотека Ссылки Уймонский  ковчег Весенняя Мста

Главная  ::  Суда для сплава  ::  Благодарственное письмо владельца лодки СВИРЬ

Здравствуйте, уважаемые Агенты... 8)

Очень  рад,  что  мои  впечатления нашли отклик не только у владельцев
"Свири".  Кстати  сказать,  ваш сайт и размещенная на нем информация о
тритоновских  судах  очень  помогли  мне  сделать свой выбор, спасибо!
Будет  очень  приятно  увидеть свой текст у вас, оригинал статьи лежит
здесь:  http://bentos.newmail.ru/svir.htm,  можно  взять  прямо его. У
меня были мысли снабдить его несколькими фото, но руки пока не дошли.

Хочу заметить, что "Свирь" вызывала немалый интерес и массу вопросов у
водников,  которых  мы  встречали на Воньге. Именно этот факт, а также
довольно активные дискуссии о КНБ на форумах Хронов, и навели на мысль
попытаться спокойно поговорить о байдарке и поделиться впечатлениями.

Буду рад оказаться чем-то полезным.
Удачи вам и вашей уважаемой фирме... 8)

Сергей Бунин

-----------------------------------------
21 сентября 2001 г., пятница


Байдарка "Свирь-Н", первые впечатления и опыт


Данный текст не претендует на объективность, не содержит глубоких обобщений, а лишь отражает частное мнение автора, совсем недавно пересевшего в байдарку "Свирь" из "Тайменя". Может быть этот небольшой опыт, приобретенный после майского заплыва по Тверце (Тверская обл.) и двухнедельного похода по Воньге (Северная Карелия), поможет кому-нибудь более осмысленно сделать свой выбор, а выбравшим "Свирь" избежать лишних проблем и сразу перейти к удовольствиям. Вопросы, советы, пожелания или протесты будут с благодарностью приняты автором по адресу: bentos@mail.ru . Сергей Бунин.

Подготовка

В обсуждениях тритоновских судов, которые приходилось слышать или читать в Инернете, очень часто возникают вопросы и скепсис относительно прочности пластиковых стыковочных узлов. Дым, безусловно, не без огня, но все не так страшно, как кажется со стороны. Пластмасса, сама по-себе (не знаю точно ее названия, что-то вроде полиэтилена), выглядит довольно прочной и не хрупкой. Мне показалось, что проблемы не столько в материале, сколько в качестве отливки деталей и выполнения клепаных соединений. Рвется (лопается) там, где тонко или пластик не очень аккуратно приклепан к дюрали. Поэтому при покупке стоит внимательно просмотреть все пластиковые элементы набора на предмет наличия трещин. Если даже трещин нет, но заклепка поставлена ближе 3-4 мм от края пластмассы, скорее всего трещина скоро появится и пластмассовую деталь придется менять.

В моем наборе такими проблемными местами оказались узлы крепления средних шпангоутов к кильсону. То ли из-за дефектов отливки, то ли еще из-за чего, пластмассовые пазы детали оказались неплотно посажены на трубку шпангоута. Заклепки при этом оказались в паре миллиметров от края детали, и трещины уже были до первой сборки.

После покупки неплохо бы сразу пройтись надфилем или острым ножом по заусенцам и наплывам на пластмассе. Кое-где без этого просто трудно нормально вставить стрингера на места. Кроме того, мне показалось полезным несколько скруглить углы и кромки дюралевых уголков на блоках штевней, за которые зацепляются крюки шпангоутов №1 и №6, да и сами эти крюки стоит немного скруглить. То же относится и к головкам шурупов, торчащим из пластмассовых узлов рамок кильсона. Если по слегка сорванному шлицу такого шурупа немного поерзает плохо закрепленная герма или босая нога, могут появиться проблемы и с тем и с другим. Это несколько облегчит Вам жизнь и избавит от ссадин на руках при сборке.

Вообще всевозможные заусенцы и острые кромки лучше сразу извести, как класс. Видно руки у сборщиков до этого не доходят, а жаль. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что редко встретишь такое изделие отечественного производства, чтобы не нашлось повода для уместного приложения надфиля, ножика или отвертки.

Еще одно место, которое вызвало у меня сомнения - концы трубок, продетых в карманы на деке, закрывающих багажный отсек. Кромки этих трубок, при складывании оболочки в рюкзак, чудесно трутся о дно оболочки, а крепятся эти трубки в карманах деки парой довольно дохлых саморезов. Хорошо бы заглушить эти трубки пластиковыми или деревянными пробками со скругленными головками. И шкура целее будет, и саморезам лучше цепляться за пробку, чем за тонкую стенку дюралевой трубки.

Сборка

Сложности сборки, о которых часто пишут и говорят, на мой взгляд, несколько преувеличены. Конечно, хоженный "Таймень" собирается проще и быстрее, там и стукнуть и поднажать не так страшно, шпангоутов поменьше и в трубках набора разобраться легче. Но если "Свирь" собрать раза три без спешки, то путаница с деталями пропадает, а если делать это аккуратно, то и усилий чрезмерных не потребуется.

Инструкция, доставшаяся мне с байдаркой, действительно была несколько бестолковой, утомляла обилием таблиц, технических сокращений и слегка напоминала руководство по предполетной подготовке небольшого истребителя. Более поздний вариант того же документа, скачанный с тритоновского сайта в виде pdf, приятно удивил более человеческой направленностью. Его оказалось гораздо легче читать и по нему заметно проще собрать байдарку.

По личным ощущениям, наибольшие трудности вызывает не правильное соединение деталей набора, а стыковка замков, возня с сидениями и кучей подтяжек баллонов (вариант "Свирь-Н"). Также определенной проблемой мне показалось точная посадка каркаса в оболочку. Небольшой перекос при складывании каркаса приводит к попаданию труб кильсона и стрингеров на незащищенные протектором участки оболочки. Кроме того, перед фиксацией кильсона стоит лишний раз убедиться, что стрингера и привальный брус нигде не выскочили из пластиковых ловителей на шпангоутах. Вернуть их на место при сложенном каркасе скорее всего не получится.

Стыковка носовой и кормовой части кильсона, проходит легче чем в "Таймене", правда мне пока не приходилось делать этого при низкой температуре, когда ПХВ-шкура становится более жесткой. Чтобы соединить замки на стрингерах приходится довольно сильно отгибать трубки внутрь байдарки. Каждая такая операция требует немалых усилий, точности движений и определенной сноровки. Мне каждый раз казалось, что трубка вот-вот сломается, но все как-то обходилось.

Отсутствие вечно теряющихся и не желающих лезть куда надо шплинтов тоже приятно отличает "Свирь" от "Тайменя". Два болта с барашками, фиксирующие сложенный кильсон, пожалуй единственный крепеж, который можно легко потерять. Сами болты правда выглядят несколко хлипковато, но это субъективное ощущение, пока ничем не подкрепленное.

Чтобы установить подтяжки баллонов и растяжки сидений приходится изогнуться вопросительным знаком и кое-что делать наощупь. Занятие это не тяжелое, но довольно утомительное и отнимающее немало времени. Собрать "Свирь" за 40 минут, как написано в инструкции, мне пока не удавалось. Правда и цели такой я бы ставить не стал, лучше уж сделать это не торопясь, но за один раз.

Для поддува бортов никакие помпы не требуются, вполне достаточно энергичного надувания щек. Перед этим не забудьте равномерно подтянуть все 10 ремней и закрыть багажный отсек. Не стоит слишком напрягать свои легкие, если борта перекачать, возникнут проблемы с застегиванием деки. После поддува, шланги баллонов соединяются дюралевой трубкой, и давление в баллонах выравнивается. Если после накачки и размещения груза багажный отсек все-таки перестал нормально закрываться, не торопитесь прикладывать грубую силу, можно сломать фиксаторы трубок. Лучше просто немного стравить воздух из баллонов.

Посадка

Поскольку "Свирь", в моем случае, пришла на смену старому привычному "Тайменю", то сравнивал я именно с ним, и первые впечатления от новой байдарки были довольно противоречивы. Сразу насторожили подвесные сидения, довольно плотно фиксирующие корпус гребца. После вольной посадки в "Таймене" это показалось явным ущемлением свободы, но за первый час гребли, никаких неприятных ощущений не возникло. Более того, байдарка слушалась не только весла, но и реагировала на движения корпусом.

Не сказать чтобы в байдарке было очень тесно, однако сменить положение ног, чтобы дать им отдохнуть, оказалось не так просто. Ноги можно либо совсем вытянуть, либо немного согнуть до упора коленями под фальшборт, вот пожалуй и все возможности поерзать. Упереть ступни можно в поперечину на раме кильсона, при моем среднем росте это оказалось довольно удобно, но как себя будет чувствовать человек выше или ниже среднего не знаю. У матроса возможностей для маневра еще меньше, упереться ступнями просто некуда и ногами особенно не пошевелишь.

Сидеть иногда хочется повыше, наверное это решаемо, если подложить что-нибудь под сидение или прямо в него. Возможно каякеру или владельцу КНБ вроде "Катрана" "Свирь" и покажется просторной, но человеку из "Тайменя" придется смириться с некоторым ограничением свободы.

Очко, выполненое из довольно жесткого пластика, тоже имеет свои минусы. На только что собранной байдарке надеть на очко юбку оказалось не так-то просто. Требуется некоторое время, чтобы пластиковый бортик "размялся" после сложенного состояния и стал пускать в себя тугую и толстую резину юбки. Впрочем к этому мы довольно быстро приноровились.

Размещение груза

Первая попытка стихийного заполнения байдарки барахлом закончилась полным фиаско. Просто сложить в багажный отсек гермы не получается, поскольку изрядную его часть занимают ноги капитана. Пришлось придумывать как сделать это без ущерба для их комфорта и максимально использовать внутренние объемы байдарки. В результате у нас получилась довольно удобная схема загрузки, но это видимо в большой степени дело вкуса, личных предпочтений и комплекции членов экипажа.

Пара длинных нетолстых герм удобно размещается по бортам багажного отсека. У нас туда помещаются все личные вещи, палатка с тентом, сухая обувь и прочие мелочи. Гермы получаются примерно одинаковыми по весу и чуть поддутыми. Просто класть их вдоль бортов неудобно, они все равно мешаются под ногами, поэтому каждую я притягиваю парой строп к фальшборту и привальному брусу (стрингеру). Гермы уходят под деку и смещаются вплотную к шпангоуту №4. Передняя часть отсека по всей ширине при этом остается свободной, туда можно уложить длинную герму с продуктами, котлы и прочее железо, прихватив все это стропой за поперечины кильсона и нижнюю часть шпангоута №3.

Отсеки от носа до шпагоута №1 и от шпангоута №6 до кормы очень неудобны для размещения вещей, дотянуться туда рукой трудно и много не запихнешь. Зато если склеить пару конических герм, чтобы они пролезали в эти шпангоуты, то можно использовать их как дополнительные емкости непотопляемости. В кормовую герму мы запихивали скрученный байдарочный мешок и рюкзак. Помещенная на свое место на стапеле, она не доставалась из байдарки до конца похода. В носовую тоже можно запихнуть что-нибудь легкое и не сильно нужное на воде. Крепить эти гермы не обязательно, будучи поддуты и просунуты в шпангоут, они ложатся на борта и сами оттуда не выплывают даже при оверкиле.

Кормовой отсек между шпангоутами №5 и №6 довольно вместителен, но грузить его тяжелыми вещами не стоит. У нас туда замечательно влезала герма со спальниками, групповой тент, ремнабор, запас сигарет, полиэтилен, задницы и прочие мелочи. Носовой отсек между шпангоутами №1 и №2 полностью отводился под ноги матроса. Совать туда что-либо еще нам показалось мазохизмом.

Отсеки гребцов тоже имеют некие резервы места. Свернутый трубой коврик легко помещается под деку между бортом и сиденьем, его при этом стоит притянуть стропой или резинкой к трубе фальшборта. Под самим сиденьем тоже поместится что-нибудь достаточно плоское. Для пущего комфорта мы завели себе две небольшие сумки на молнии, которые подвешиваются за фальшборт и привал под деку и служат гребцу чем-то вроде бардачка.

Получившаяся в итоге схема размещения багажа позволяет чувствовать себя в "Свири" довольно просторно, быстро загружать и разгружать байдарку. Безусловно это не единственно возможный вариант, но нас он вполне устраивает и кажется удобным. Правда для достижения такой гармонии пришлось склеить пару гермомешков (в нос и корму), сделать пяток багажных ремней с удобными креплениями и застежками, да пошить пару сумок-бардачков, но усилия того явно стоили! Если читателя интересуют конкретные решения, размеры и схемы, пишите, мы с удовольствием ими поделимся.

Первые ощущения

Снова оговорюсь, что сравнивать "Свирь-Н" буду с "Тайменем-2", поскольку капитанил на нем больше 15 лет и знаю эту лодку лучше всего. Собранная "Свирь" сразу удивила своей жесткостью, что вобщем понятно, поскольку все продольные элементы ее набора жестко фиксируются подпружиненными кнопками. Каждый пояс стрингеров, таким образом, имеет фиксированную длину и не дает лодке изгибаться. У "Тайменя" же секции стрингеров просто вставляются друг в друга, а вся жесткость обеспечивается только трубами кильсона и фальшборта. Люфты в соединениях стрингеров делают "Таймень" более гибким, но и менее прочным. "Свирь" мы пробовали поднимать без разгрузки и никаких неудобств, кроме тяжести, при этом не испытывали. С "Тайменем" я на такое не решался, если в среднем отсеке остается что-то тяжелое, он начинает угрожающе прогибаться и скрипеть. Может и не сломался бы но проверять никогда не хотелось. Поддутая оболочка "Свири-Н" тоже видимо добавляет жесткости.

Штевни "Свири" подрезаны сильнее чем у "Тайменя", днище округлее, а поддувные борта так подтягивают шкуру, что стрингера почти не образуют продольных ребер, характерных для "Тайменя" и придающих ему дополнительную килеватость. Перевернутая "Свирь-Н" рядом с "Тайменем" выглядит почти плоскодонкой.

"Свирь" более маневрена, рулится легко и даже матросу это вполне по силам. Обратная сторона маневренности - вертлявость, меньшая устойчивость на курсе. На гладкой воде постоянно надо подруливать, зато на течении среди камней чувствуешь себя гораздо увереннее. На перекатах и порогах нам удавалось вписываться в такие затейливые дырки, что сами удивлялись своей наглости. Как результат, при всей шкуродерности Воньги в этом году, мы не заработали ни одной дырки. Пластиковый протектор на стрингерах тоже показал себя отлично. Похоже он гораздо легче резины скользит по камню. Правда весь кильсон у нас был предусмотрительно проложен пенкой.

Киляется "Свирь", на мой взгляд, тоже легче, зато и перевернуть обратно ее можно без особых усилий. Пробовали килять ее пустую на озере. Процесс оказался предельно прост, достаточно хорошо вывеситься за борт. После киля пытался залезть на перевернутую, но это трюк для акробатов, сбрасывает, как норовистая лошадь. Зато вернуть ее в нормальное положение удалось неожиданно легко. Позже, уже в грузу и на пороге, удалось поиметь более реальный опыт. При заходе в порог зазевался и мы плотно наехали на камень, матроса пришлось эвакуировать на берег. Снял лодку с камня, но при попытке сесть в нее на течении, лодка подо мной крутанулась. "Чистого" киля не получилось, поскольку сам остался на ногах, но груженая "Свирь" оказалась кверху брюхом. Плыть с ней в обнимку не хотелось, поэтому пришлось напрячься, чтобы перевернуть ее обратно, и получилось это тоже довольно быстро. На полной лодке добрался до ближайшего улова, где и отчерпался. Ничего не уплыло и не промокло, и дальше все прошло как по маслу.

Кстати, еще одна особенность, гребцы в "Свири" сидят ближе к центру, чем в "Таймене", поэтому когда матроса в байдарке нет, груженая "Свирь" сидит ровнее. В такой ситуации у "Тайменя" весь форштевень оказывается над водой, а корма сильно притапливается, что ухудшает обзор и делает "Таймень" более вертлявым.

На большой волне попробовать "Свирь" нам пока не удалось, но всхожесть на волну явно хуже чем у "Тайменя". Острый нос жесткой лодки просто протыкает гребень, и матрос получает на юбку приличную порцию воды. Впрочем, при хорошей юбке это не очень мешает, а вот продольный шов на носу деки неплохо бы сделать герметичным. Самое простое решение - широкий скотч, для эстетов - приклеенная полоса из тонкой тезы.

Ремонт

Большого опыта тут пока не накоплено, но некоторые свои сомнения я благополучно разрешил. Зашиваться не пришлось, но думаю, что принципиальной разницы между резиной и тезой тут нет. Для заплаток знающие люди посоветовали клеи "Уран" ("Петрохим",СПб) и "Клефикс" ("Зеленпол", Зеленоград). Поскольку дырок на воде мы не заработали, уже дома, для тренировки, я попробовал заклеить "Ураном" пару потертостей. Ничего не шкуря, протер места склеивания бензином, намазал их один раз клеем и через минуту прижал. Клей хватает сразу и довольно крепко. Минут через 10 попробовал слегка подковырнуть заплатку ногтем, но она не поддалась. Если был бы на берегу, пожалуй уже спихнул бы байдарку в воду. Вобщем с резиной, на мой взгляд, возни было больше.

После Карелии обнаружил пяток трещин на пластмассовых узлах секций кильсона. Собственно небольшие трещины были уже после покупки, но тогда я с ними возиться не стал. Теперь же, когда некоторые увеличились, я решил попробовать их заварить и это оказалось довольно просто. В качестве инструмента использовался детский прибор для выжигания, а для заполнения трещин очень кстати пригодились заусенцы и наплывы, срезанные с пластмассовых запчастей, которыми комплектовалась "Свирь". Края трещины аккуратно расплавляются вместе с кусочком пластмассы, которая при этом становится прозрачной. Место сварки выравнивается жалом выжигателя, а после остывания надфилем или ножом. Вместо выжигателя видимо вполне подошел бы маломощный паяльник.

Если дело не ограничилось трещиной, то пластиковый узел придется менять. Перед Карелией, в агентстве Венгрова, две таких пластмассовых штучки (там они все называются "кница байдарочная") обошлись мне в 15 рублей. Да еще бесплатную консультацию получил, как "счастливый обладатель тритоновского судна" 8). Не все эти запчасти имеют отверстия под заклепки, видимо некоторые делаются "по месту". Если иметь их в ремнаборе вместе с куском алюминиевой проволоки или подходящими болтами, то заменить сломавшуюся вполне можно на берегу.

Оптимизм 8)

В целом лодка ощущается более спортивной, требующей к себе повышенного внимания, но и открывающей больше возможностей. Вобщем это просто другая лодка, лучше ли, хуже ли, вопрос вкуса. Огрехи исполнения и прочие претензии критиков не мешают нам получать удовольствие от нее. Наверное с "Тайменем" лучше бы сравнивать "Неву" или "Вуоксу", но мы купили "Свирь" и пока об этом не жалеем.

Август, 2001
Сергей Бунин, bentos@mail.ru


Наш адрес: Москва, ул.М. Лубянка 16/4, стр.1, 3-ий подъезд, офис 208, 2-ой этаж. Метро Лубянка, Чистые пруды, Тургеневская
Тел. (495) 621-82-27, +7 (906) 712-0484, тел./факс (495) 628-66-19   vengrov-tour@yandex.ru    ragimov@orc.ru
Время работы: пн. - пятн. 16.00 - 20.00

Реклама