Маршрут похода:
пос.Черниговский - пос.Режет (вдоль р.Пшеха) - пос. Шпалорез - пер. Грачевский (Грачев венец) - река Псезуапсе - Марьино далее Лазаревское.

Время проведения:
30 апреля - 6 мая 2000 года.

Состав группы:
АнанкоМихаил 30 лет, программист в ЦБ РФ, биатлонист, участник отборочных соревнований Camel trophy, походный и полевой опыт присутствует (Московская, Рязанская, Тверская обл., Крым, Камчатка)
Козлов Дмитрий 32 года, строитель, участник многочисленных походов различных видов туризма и различных категорий
Патракеев Андрей 23 года, аспирант Физ.фак. МГУ, походный опыт равен 0
Перцева Елена сотрудник Библиотеки им Ленина, походный опыт ограничен (Московская, Рязанская обл., Крым)
Фролов Сергей 30 лет, Интернет-провайдер, фирма "Киберлинк", яхтсмен, походный опыт ограничен (Крым)
Фролова Наталья студентка Геологический ф-т МГУ, полевой опыт Крым, Урал
Алексеев Константин 30 лет, инженер в фирме "Внешнеэкономическая Компания Литинтерн", походный опыт ограничен (Московская, Рязанская, Тверская обл., Крым)

Идея похода зародилась из случайных блужданий по картам Кавказа и Крыма. Большое спасибо собратьям питаемым духом Вольных странствий (Стружанскому Владимиру, Чучину Евгению и тем, чьи имена нам остались неизвестны но кто помещал в Сети информацию об этом районе), которые помогли развить эту достаточно абстрактную идею в конкретный маршрут.

Итак: Наш первоначальный состав предполагался в количестве 13 человек, к моменту покупки билетов количество "участников соревнований" сократилось до 10, которое за два часа до отхода поезда уменьшилось еще на 3 человека.. Поэтому 28 апреля загрузилось нас в поезд на Курском вокзале только семеро, такое же количество благополучно покинуло его в 5.25 утра в г.Белореченске..

Вообще мы рассматриваем поход не как работу которую нужно отработать ради спортивного результата от начала и до конца по полной программе, а как средство отдыха поэтому ничто человеческое нам не чуждо. С учетом упомянутого максимальный интерес до прихода автобуса был проявлен к продававшемуся пиву, а не к достопримечательностям сего славного города.
Пришедший автобус (ориентировочно 6.15) доставил нас в г.Апшеронск откуда мы планировали попасть в исходную точку маршрута - пос.Шпалорез (Отдаленный), однако узкоколейка оказалась делом крайне ненадежным и из-за случившегося ночью столкновения единственный пассажирский поезд 17.00 был отменен (если кому нужен телефон диспетчерской в Апшеронске: (86152) 9—14—65).

Пришлось нам добираться до Черниговской автобусом, а оттуда "опять по шпалам пойду....по привычке". Нам показалось, что из Черниговской воспользоваться узкоколейкой несколько проще чем из Апшеронска хотя на мотовоз, или матрицу на местном сленге, опоздали, а вечерняя была отменена из-за той же аварии, мы это, правда, предполагали, но все аборигены говорили что "вечерняя лошадь" все-таки состоится. Не поверив таким заверениям, как уже было упомянуто, продолжили путь пешим порядком. По пути есть интересные места, в частности где Пшеха и узкоколейка проходит между двумя скалами, здесь находится памятник бойцам, державшим оборону в этом месте в годы войны (фото 1, 2). С 12.00 до 17.00 одолели около 15 км, с привалом на обед, и дошли до пос. Режет.

Напротив поселка есть поляна, правда частично заболоченная и рядом с узкоколейкой, но просторная и достаточно ровная. В этом месте стали жарить шашлыки и ждать обещанного мотовоза (фото 3). Ориентировочно в 21.00 тщетность наших ожиданий стала вполне очевидной, поэтому поставили палатки и заночевали.

Утренний подъем был достаточно ранним 7.00 (во всяком случае для нас), однако это позволило нам услышать утренний мотовоз в тот момент, когда затягивали последние ремни на рюкзаках.

Дальнейший путь до Шпалореза проходил во вполне комфортных условиях : двое в кабине, двое сидели на платформе с водниками, прицепленной сзади к мотовозу, оставшиеся трое, т.к. на платформу втиснуться было уже невозможно, стояли на передней площадке мотовоза. Задувало достаточно ощутимо, темные тучи, висящие над долиной и горами придавали достаточно зловещий оттенок красоте долины и окружающих гор.

Вообще карты (у нас была 2-х километровка Краснодарского края) достаточно обманчивы. По карте нам оставалось около 18 км до Шпалореза, но когда прибыли туда, общее мнение было что от Режета до Шпалореза мы проехали не менее 25-27 км..
В 12.00 из Шплореза мы "побежали" сразу в сторону перевала, из-за радости того, что наконец добрались, забыв купить хлеб. Однако на окраине пришлось посидеть в каком-то хлеву около 15 минут из-за сильного дождя. Путь все время проходил по лесовозной дороге с достаточно влажным грунтом, а местами и жидкой грязью под ногами. Заверения, что в праздники никто не работает, оказались просто сказками. Лесовозы ходили, и если есть желание то можно нанять какой-нибудь Урал для заброски наверх, поближе к перевалу. Погода была очень переменчивой, то накрапывал дождь, то выглядывало солнце. Вообще лесоразработки у нас ведутся весьма варварскими методами и брошенные бревна сучья и т.п. захламляют местность весьма значительно. В Крыму в этом плане местность гораздо аккуратнее. Вообще Крым выглядит гораздо более кукольным или игрушечным по сравнению даже с этой частью Кавказа.

Миновав мост через р. Тугупс устроили обед и пошли дальше. Через час встретили троих ребят из Краснодара, которые сидели в колее на развилке, где мы хотели по карте поворачивать вправо от реки в сторону перевала по тропе, ели холодную тушенку с крошками от сухарей и запивали все это спиртом.

Эти ребята немного поколебали нашу целеустремленность. По их словам дойти до перевала они не смогли из-за снега под ногами, тумана и холода. Посмотрев на наши рюкзаки, вес которых составлял от 14 кг у особей женского до 40 кг у особей мужского полу, они решили что мы вообще подняться туда не сможем. Но мы решили попытаться и пошли дальше но не так, как говорила карта, а как нам порекомендовали краснодарцы (до последней петли дороги, которая обозначена на карте, затем резко вверх по старым волокам лесоразработок).

По дороге видели какую-то зеленую небольшую змейку, ей видно совсем холодно, не движется.
Через час после произошедшей встречи вышли на заснеженные участки дороги (фото 4) и уперлись в место, где дорога делает приличную петлю. В этом месте дорогу пересекало три ручья, правда один в трубе, второй можно было перейти по камням, но третий при разведке пришлось бродить (около 40 см глубины при ширине 2,5 м). Поэтому решили найти место вне снега и заночевать. Достаточно удобное место оказалось метров на 200-300 назад и вниз по волоку на 10 м.

Найденная полка позволяла поставить не то что три, а десять палаток. Встав утром и позавтракав собрали вещи и даже успели свернуть одну палатку, когда небесная канцелярия рассердилась и начала достаточно сильно нас поливать. Пришлось натягивать тент и начинать пить за погоду "все равно уже хуже не будет". Процесс затянулся часа на три.

Затем несколько развиднелось и даже начало проглядывать солнце. Мнения разделились, одна часть считала, что надо идти дальше, другая считала, что выход надо перенести на следующий день. В результате трое отправились на разведку на перевал, остальные остались готовить обед.

Разведка доставила массу приятных впечатлений, шли под солнцем по снегу , наладили переправу взамен планирующегося брода и вылезли на перевал.

При подъеме виды на долину Пшехи, Фишт, Пшехо-Су были чрезвычайно красивы, хотя местами тучи мешали весьма серьезно. С самого перевала окрестности уже стало видно гораздо хуже и начался дождь с сильным ветром, впрочем ветер был всегда.
При спуске постарались протоптать ступени в снегу на крутых склонах и обрубить кустарник (орешник или что-то похожее), который, придавленный снегом, затруднял бы на следующий день подъем с рюкзаками. Хотя, как оказалось на следующий день, эта работа была напрасной. Все время на подъем и спуск заняло 3 часа, расстояние по горизонтали километра 2-3, по вертикали метров 500. Вечер прошел в наползшем облаке.

Утренний подъем был мерзопакостен, шел снег. За ночь к моменту подъема выпало около 20 см очень мокрого и противного снега, так что костер развели с трудом и долго перекапывали снег в поисках мисок и кружек, оставленных у костра (фото 5, 6, 7). Природа тоже не ожидала такого поворота событий.

Лес, стоящий до этого зеленым, был полностью засыпан и выглядел как посреди зимы, на снегу были многочисленные замершие насекомые. Облака стояли на верхушках деревьев.

Вообще, если не обращать внимания на сырость было очень красиво (фото 8, 9) Начали думать, что делать дальше. Решение менялось четыре раза. Лезть наверх под снегом и в облаках было не страшно, хуже было думать о том, что будет, когда будем становиться на ночлег. Все-таки пошли вверх в облака.

Идти было нормально, хотя вибрамы в свежем снегу промокли достаточно быстро, но старый снег, глубина которого достигала 1,5-2 м, держал хорошо, так что проваливались редко. Останавливаться, чтобы восстановить дыхание, было хуже, поскольку ветер мгновенно вымораживал пот и становилось весьма холодно особенно при достаточно легкой одежде, в которую все были одеты на ходу. Видимость была порядка 50 м, хорошо хоть снег почти прекратился (фото 10, 11, 12). Деревья стоят как облитые стеклом под ледяной коркой. Сыплет мелкая снежная крупа.

Поперек хребта идут полузанесенные медвежьи следы - что он тут делал в такую ужасную погоду?
Пройдя перевал, дорогу вниз по склону мы обнаружили не сразу, точнее на перевале она была даже почти не занесена снегом, а метров через 50 она терялась напрочь, поскольку ее не было видно под снегом, и обнаруживалась только уже на склоне. Спустившись на 20 метров мы почувствовали себя гораздо лучше, т.к. утих ветер и на этом склоне стало гораздо светлее.

Отпраздновать перевал было делом святым, что и было исполнено с помощью батона колбасы с сухарями, пары шоколадок, кружки кофе вскипяченной на сухом спирте и, о Чудо, банки Сидра извлеченной из недр одного из рюкзаков (фото 13). Дальнейший спуск к р.Псезуапсе шел в приподнятом настроении, тем более что начало выглядывать солнце, снега и ветра на этом склоне стало на порядок меньше и было гораздо суше. Дорога шла вдоль газопровода, несколько мелких речушек или крупных ручьев удалось преодолеть по камням и деревьям, весна наступала с каждым шагом вперед и вниз. Ночевку решили устроить у слияния р.Псезуапсе с достаточно большим левым притоком. Поскольку наши девушки пересекать реку по газопроводу отказались, а альтернативную переправу нашли не сразу. Ночевали в 100 м от реки, здесь были следы от землянок, нашли разбитую каску времен войны, но чавкало под ногами основательно, и временами сверху, с перевала сильно задувало холодом.

Утро вдохновило на новые похождения. Небо кристально чистое, снег на Аутле сияет белизной между деревьями, но поели и вперед. Процесс смены зимы весной продолжился , если утром перейдя Псезуапсе опять шли по метровому слою снега (фото 14), то уже к вечеру дышали ароматом разогретого дневным солнцем самшита.

Дорога почти все время шла вдоль реки по склону на высоте от 100 до 300 м, периодически открывая великолепные виды на долину реки. Дорогу все время пересекали маленькие, а пару раз достаточно приличные ручьи, сбегавшие по склону (фото 15, 16). Один из таких ручьев, пересекая дорогу, образовывал красивый водопад высотой метров семь. Этот ручей пришлось бродить по колено в воде (фото 17).

Дойдя до изгиба дороги у слияния с р.Широкая, мы решили последовать совету вычитанному в одном из описаний и не совсем нами правильно понятому. В результате вместо того, чтобы спуститься вниз по маркированной тропе, идущей по достаточно крутому склону, мы решили пойти по дороге, сделав крюк в 3 км. Как результат - вышли на дорогу спускающуюся вниз вдоль Широкой до Псезуапсе, а местами по ее руслу. Пришлось делать 3 переправы и 4 брода.

После третьей переправы (о бродах узнали позже) решили становиться на ночлег. На левом берегу обнаружили чудеснейшую поляну, несколько буков, заросших всякими ползучими растениями, прикрывали ее сверху, а вокруг были самшитовые заросли (фото 18, 19).

Магическая атмосфера этой поляны расслабила (в комплекте с небольшой дозой концентрированной продукции господина Брынцалова) весь коллектив, так что утром поднимались тяжело. Правда 4 брода на протяжении полукилометра (фото 20), о которых мы уже узнали из вечерней разведки, пробудили готовность к новым приключениям.

Через достаточно короткий промежуток времени, миновав пасеку (на подъеме от устья Широкой), вышли к 30-ому километру. В этом месте нам повезло очень сильно, поскольку встретили местных аборигенов на Катерпиллере, и они перевезли нас через Псезуапсе (фото 21).

Люди попались приятные, душевные можно сказать, общительны весьма в меру т.е. только отвечают на поставленный вопрос, отвлеченных разговоров не навязывали, только спросили как мы шли, сколько снега на Грачах и как обстоит дело с наличием егерей. Кроме того, совершенно отказались брать деньги за переправу.

Кто будет пользоваться этим маршрутом имейте ввиду, что дорога здесь дважды пересекает Псезуапсе, а не один раз р.Хаджуко. Брод по нашим представлениям достаточно сложен, т.к. воды было где-то по пояс, течение достаточно сильное, ширина достигает 30 м и нам нашего фала длиной около 30 м не хватило бы для страховки. Хаджуко можно перейти гораздо проще, но наличие дороги на том берегу нам не известно, хотя говорят, что она там существует.

Оставшиеся 2 км до Марьино мы прошли быстро. Дорога противная, колея от 20 см и глубже, грязь местами достигала щиколоток , мест для стоянки нами не обнаружено. Зато в Марьино в палисаднике у магазина посидеть и попить квас Лазаревского производства запивая им Кампомосовские сосиски с болгарскими маринованными огурцами, было очень приятно (фото 22).

Ночевать удобно ниже Марьино в одном километре, пройдя после скалы метров 200 и в 50 метрах от берега Псезуапсе (фото 23). Делать вечером уже ничего не хотелось, чувствовалось что уже все интересное закончилось, и это было грустно.

На следующий день в 14.30 уехали в Лазаревское, где в кемпинге сняли три комнаты, заказали баню, которая не успев нагреться, благополучно сломалась. Попробовали снять сауну в частной 3-хзвездочной гостинице, но ее обслуга с таким ужасом смотрела на пятерых заросших мужиков и двух девушек, ( у всех присутствовали какие-то элементы походной одежды местами покрытые следами глиняных отложений) что нашего обаяния и даже вытащенного из кармана сотового телефона (из которого правда капала вода) не хватило, чтобы добиться положительного решения. Поэтому в баню мы попали уже только на следующий день, и только в городскую, но там пар - что надо.

Тем, кто рассчитывает на сотовую связь можем сообщить: не на маршруте, не в Марьино телефон подключиться не мог, подключение стало возможным только в Лазаревском.

Ночью сидели в поезде и пили Букет Кубани в честь отъезда.


Если у Вас возникли какие-либо вопросы по поводу маршрута, пишите в форум. Участники похода обязательно ответят Вам.

 

 

спортивный туризм

 


Реклама