ОНА (Лев. Саян) 1989
08.7 - 30.07

12.071 день
Я уже в Абакане 2 дня. Одурел от жары. Но познакомился с кемеровским хиппи по имени Гриша.
В 8.00 по местному времени подкатила "Хакасия". Я у 8 вагона - проводники вышли - группы нет. Я постоял минут 15 - полез в вагон - они, оказывается, завтракают (завтрак готовили проводницы !!!)
Ну, ладно. Одели рюкзаки, в троллейбус и на автостанцию. До автобуса 4 часа. Кто куда, а я в столовую.
Сели в автобус. В Абазе в 16.00. В результате некоторого разгильдяйства группа растеклась по городу и я упустил автобус попутный. Попив кофе на берегу абакана, погрузились в самосвал "Камаз" и поехали. Удивительно красивая дорога. Но ехать в кузове, в котором до нас возили цемент - высшая степень само садизма.
В темноте я принял р.Б.Он за Ону. Б.Он поверг в ужас - рев порогов напрочь забивал вой ветра в ушах.
В 24.00 приехали. Столб теперь называется 311/205.
Заночевали слева у дороги. Место поганое.

13.07 2 день 6.00 - подъем, завтрак, сборы. Перевал хорошо видно. Переползли болото, Б.Он, опять болото и уже видна тропа на перевал. Идти было очень нудно. На перевал первым вошел Чик, вторым Павел. Снимая рюкзак с плеч, как-то неудачно извернулся и потянул спину.
На перевале лежит снежник.
Пошли вниз. Спустились. На берегу р.Курукуль устроили обед. Пошли дальше. Выясняется, что вес рюкзаков колеблется от 18 кг у Вики до 30 у Лены , 40 у Пашки и меня и 42-43 у Олега. Очень здорово.
Идем двумя группами: первая - Чика, Пашка (из последних сил), Вика и вторая - все остальные. Часто отдыхаем. Тропа достаточно сложна - много бродов, подъемы и спуски. Особенно достают упавшие бревна, через которые нельзя перешагнуть и приходится ползти на карачках с рюкзаком, который норровит сползти на шею. К концу дня Пашка окончательно сломался. Чик, как самый могучий, потащил их вещи челноком. К вечеру стало ясно, что до Оны не дойдем. Заночевали на левом берегу Курукуля. 3 день
В 6.00 проснулись от волчьих воплей - подъем, сборы. В 9.00 вышли. В 12.00 на стрелке Оны и Курукуля. Стоят две группы: Йошкар-Ола и Новосибирск. Вчера ушли москвичи и внизу, у Каратоша тоже стоят москвичи. Мы их потом нагнали на 67 препятствии.
Сразу стапель, лагерь. Чик забабахал раму для "Сколопендры" - extra-class!
К вечеру были готовы Иринка и Матильда (каяк и байдарка).
Я в момент отплызда на тренировку сломал весло. Очень обидно.
Иринка-каяк после переделки ведет себя хорошо.
Новосибирцы, увидев каяк и байдарку, пришли в ужас и одновременно преисполнились уважения.

25.07, 4 день После обеда отплызд
Кат сразу стал снимать камни со дна. Воды пока очень мало.
Она выше Каратоша - легкий шкуродер, вроде карельских.
Беспокоят Олег и Лена - они не могут справится с Матильдой - сразу отстали. Я отпустил катамаран до Каратоша. И остался их байдарку. Ждал долго. Подошли. Оказывается, схватили киль на ровном месте на камнях. Лена начала ныть - ей все не так - лодка плохая, ходим мы не как в В.В. и вообще.
Ну ладно, пошли до Каратоша. Начался дождь. Катамаран прошел Каратошскую шиверу легко и непринужденно и встал на правом берегу на страховку. Но левый борт (Дима и племянник) - халява.
Для меня каратошская шивера - весьма серьезное препятствие - я еще не въехал в реку. В итоге на выходе улегся. Вставать еще не очень умелось, отстрелился, слил воду, сел и зачалился самостоятельно. Пошли дальше. У меня появились претензии к лоции - неточные ориентиры препятствий - мы потерялись вплоть до порога №10 "Калибр". Долго его смотрели - входная шивера простая, выход - сливы между камней, узкие и мощные. Катамаран ушел в выход кормой - переработали, уходя в правую часть струи. Я прошел легко и непринужденно. Кат-4 ждал меня ниже у правого берега.
Байдарка прошла как кат-4 - тоже сильно угребла вправо, телемарк сделать не смогли и съехали в бочку кормой, но без ЧП.
На правом берегу чалка и ночевка.
Я ходил смотреть №11 "Максим" по правому берегу - очень неудобно, видно только входой слив.

16.07, 5 день Дневка. Баня,стрижка. Лечение Пашкиной спины.
17.07, 6 день 10.00 - отплызд. Траверс на левый берег. Просмотр №11, 12
Байдарку - в обнос. Катамаран прошел №11 и №12 сразу.
Я решил пройти две ступени №11 "Максим" и перед выходным сливом зачалится для обноса №12. Хотя я просматривал порог с обоих берегов, на воде ориентиры потерял и сделал два круга перед заходом. В итоге слился как надо, удрал от прижима, зачалился и обнес каяк к катамарану. Страховали меня морковками! Матильду пустили в обнос.
Первый каскад пройден.
До второго каскада 1,5 км.
Через 50 м после впадения очередного левого притока начинается следующий каскад препятствий.Пр.№14 - порог с мелководной заходной шиверой, свалом струи от правого берега влево и т.д. У левого края чистый проход Катамаран прошел по струе, я в каяке удрал под левым берегом, байдарка тоже как кат шла прямо.
Практически сразу пр.№15 - сливы через гряды камней, понатыканных в русле шириной метров 20. Камни легко обходятся краеми сливов.
Пр. 15 быстротоком переходит в пр.16 - сначала мелководье, потом вода собирается у левого берега. Действительно как в желоб шириной метра три. В этом желобе валы и сливы. Камней снаружи нет.
Пр. 16 по нашей лоции кончалось правым поворотом и сливом через "зуб" Затем пр.17 с навалом на бом правого берега и т.д. Как мы проходили. Для катамарана проблем нет - прокатился по желобу, сигнальщик отсигналил "зуб", свалил влево от навала в правый бом и встал на страховку у левого берега.
Я успешно съехал по желобу и зачалился перед правым поворотом струи "Зуб" и пр. обнесБайдарку обнесли от начала пр.16 и до конца пр.17.
После пр.17 небольшой условно плесовый участок и начинается пр.18 - длинная плотная шивера с ярко выраженными "бочками" и сливы. "Бочки" и сливы осложнены камнями - обливными, полуобливными и всякими другими.
Просматривать всю шиверу (2 км) бесполезно к тому же все локальные сложные участки ее видны с наплыва.
Шиверу или кусками - после серьезной "бочки" или сложного слива катамаран чалился, вставал на страховку, ждал маломерки и шел дальше. Шивера была пройдена с одним моим килем. После пр.18 на левом берегу встали на ночь.
18.07, 7 день. Подъем, отплызд в 10.00. За пр. 18 плес метров тридцать, немножко камней в русле и далее заходная шивера пр.19 "Косые ворота" Шивера на левом повороте, ширина русла метров 40. Затем сужение русла до 15 метров и два слива с большим бульдиком посередине. Левый слив слегка давит в плиту левого берега. Может быть поэтому пр.19 называется "косые ворота". За сливом сплошные улова в тени глыб левого берега - страховка. Препятствие несложное, хотя и именное. Катамаран не стал тратить силы на маневры. Взял слив по центру и встал на страховку у левого берега за камнями. Я облизнул центральный камень "ворот" и по краю слива приехал к катамарану. Байдарку обнесли.
Потом пр.21 - с островом посередине, метровой ступенью на выходе и кучкой валов.
Ярко выраженный проход по центру любой из проток.
Шли без просмотра: катамаран - каяк - байдарка
Плес метров 50.
Ждем пр.22 - по лоции сложный порог. Лоция опять не дает ориентиров. Но порог заметен по нагромождению камней. Чалка перед порогом на левый берег.
По лоции пр. 22 - порог на правом повороте и горкой на выходе. Байдарка порог обнесла.
Горка для прохождения сложнее, чем порог этого препятствия. Перед горкой мощная "бочка" через все русло. Объехать ее никак нельзя. Даже наш довольно тяжелый катамаран (1,8 тн) был довольно заметно задержан в ней. Байдарку обнесли, на всякий случай.
Далее ожидалась сильная шивера №23 с порогом "Бык" Мы решили пообедать и заодно посмотреть это самый "Бык". Шивера действительно сильная. Но "Бык" просто большой камень посреди русла, легко и непринужденно объезжается.
Проходили всеми судами последовательно.
После "Бычьей" шиверы условный плес метров 70 и шивера пр.24. Посередине остров, левая протока мелкая, правая глубже, на ее выходе камни со сливами. Сливаясь, протоки наваливают на левый берег через полуобливной камень с "бочкой" за ним. Но под правым берегом есть проход. Для катамарана проход маловат.
Шли - катамаран взял бочку по центру, встал на страховку справа, я прошел в проход у правого берега и зачалился перед катамараном. Байдарка переработала немножко, напрыгнула на камень, но без оверкиля.
На берегу устроили "совет по сплаву" - как быть? Байдарка идет слабо, задерживает группу.
Решили сделать перестановку в экипажах.
Лену Поль усадили в левого матроса катамарана, Диму Полишко вернули в лодку (экипаж Чапурский- Полишко в течение года выступал на всех соревнованиях по ТВТ и тренировался на сборах на Ю.Буге). Экипаж сильный. Теперь мы смогли идти практически без просмотра до пр.28 "Бобслей".
Заночевали перед пр.26
Подъем, отплызд в 10.00 19.07, 8 день
Прошли пр.26, пр. 27. Зачалились перед пр. 28 "Бобслей" Порог хороший, действительно трехступенчатый.
Первая ступень - слив более метра в мощный котел, быстроток, затем три маленьких сливчика через обливные камни, интервал между ними метров по 20, опять быстроток и выходная ступень - слив с большим камнем посередине, в правой протоке "зуб". За сливом хорошая "бочка".
Порог решили проходить частями, в 3 приема - вход, середина и выход - с береговой подстраховкой.
В итоге кат-4 прошел все 3 ступени, где-то пробив баллон, я лег на выходе из первой ступени, но был пойман на морковки. Байдарку обнесли (обнос 7-ой категории сложности).
Далее шли без просмотра (серьезные и именные препятствия кончились) до пр.39, где заночевали.
Отплызд в 10.00 20.07, 9 день
Чесали до устья р.Карасумы. В устье были в 14.00. Сразу случилась неприятность Вытягивая груженный катамаран на берег Пашка опять свернул спину. А нас ждет пешка вверх по р.Карасума Устроили "совет по пешке". Решили. Ставить лагерь в устье Карасумы. Разобрать каяк и втроем (Я, Олег и покалеченный Пашка) интенсивно заброситься вверх сколько сможем. Получили паек, взяли фототехнику, каяк, палатку и т.д. и пошли. Нашли чудесную дорогу по правому берегу. К вечеру отмахали примиерно15 км и заночевали.
21.07, 10 день Утром А.Чеклецов быстренько сбегал на несколько километров вверх налегке (пока собирали каяк). Дорога кончалась рядом с концом Карасумской дуги.
Собрали каяк и начали сплав. В намеченных в предыдущий день точках ставили морковку и фотографа. На участке несложные шиверы и прижимы. Три моста. За 4км до устья над рекой висит бревно, за ним прижим к правому берегу под дорогой Серьезных препятствий нет.
Вывод: заброска на 15-20 км нецелесообразна. Хорошо, что не потащили кат-4 и байдарку.
Отплызд в 10.00 22.07, 11 день
Чесали до Кубайки На средней Оне ничего нет. Проходящие по автостраде машины приветствуют нас ревом клаксонов.
Чере 1,5 часа после Кубайки пос. М.Анзас, 23.07, 12 день
Есть водомерный пост. Через 2-3 км река входит в горы, появляются шиверы.
Снова претензии к лоции. Ориентир начала Больших порогов - крутопадающий ручей на левом берегу на правом повороте. Стали ждать пороги - их нет, есть несложные шиверы, хоть и расход воды возрос до 120 куб.м/с. Указанные в лоции ориентиры (типа "порог на правом повороте") на самом деле дезориентируют. Мы пролетели километров 8 в страшном напряжении. Сумели въехать в лоцию перед пр.65 - первым большим порогом Н.Оны. Заночевали.
24.07, 13 день Порог серьезный. Разгонная шивера с валами 1,5 м, беспорядочно понатыканными в русле. Затем сужение русла, три могучих слива. В первом Очень большой вал, два следующих через громадные валуны с большущими бочками за ними. Бросали кустистые палки - тонут и не видно их больше. За порогом быстроток с мощными уловами.
Под левым берегом проход достаточно слаломный. С утра отнесли вещи за порог.
Пустой кат-4 мужским экипажем (Я, Чик, Олег и Димка) блестяще сплавился под левым берегом. Затем там-же прокрался и я. Байдарка идти отказалась.
Пр. 66 - в общем-то плес с валами и камнями. С воды видно второй Б.Онский порог (пр.67) О, чудо! В порог вползает явно спортивный катамаран.
Быстренько чалимся на левый берег - люди! Выясняется, что мир очень тесен - руководитель группы московских туристов первомайского клуба, Игорь Костин был опознан мною по Китойскому фильму с участием великого и ужасного Мишки Харшана. Сразу нашли общих друзей и т.д. Выясняется, что их группа (12 чел. 3 кат-на) разделяется, часть бежит в Абазу со страшной силой, а часть (в т.ч. и И.Костин) хочет остаться на дневку на Абакане, что совпадает с нашими планами Они уже прошли порог и уходят. Договорились встретится на стрелке Оны и Абакана.
Ладно. Нас ждет пр. 67. Катамаран нашел путь - все под правым берегом порога в обход сплошных бочек и валов. Ну да ничего не вышло. На выходе их утянуло на самую середину; взяли первую бочку лагом, удрали от второй и дальше как вышло. Посмотрев как болтался в пороге кат, я с байдарастами переглянулись, молча взяли весла и пошли по берегу, благо тропа хорошая.
Далее пр. 68,69,70,71 шли без просмотра с подстраховкой, выбирая путь с наплыва. Все без происшествий.
Вообще за исключением пр. 65 и 67 Н.Она существенно проще Верхней - много воды, бочки и валы хотя мощные и страшные, но объезжаются легко и непринужденно - места много. Ну а если объехать не удается, то берутся также легко и с удовольствием, несмотря на свои размеры.
На стрелке Оны и Абакана встретили дружественную группу Они уже разделились.
Далее их 4 чел. На двух кат-нах мы сплавились километров 5, попеременно засыпая и встали на дневку на левом берегу Абакана.
Дневка великолепна Светит солнце. Но много мух. 25.07, 14 день
Разобрали каяк, байдарку, один дружественный кат-4. Олег сводил всех желающих на ближайшую стенку, где демонстрировал последние достижения ТГТ.
26.07, 15 день Отплызд в 11.00
Из двух оставшихся кат-нов связали плот и понеслись. Плоту главное не мешать, он идет сам. Через 3 час сплава - бывший порог "Избушка", еще через 1,5 час - Абаза.
Разобрались, пообедо-ужинали, сели в поезд и утром были в Абакане
27.07, 16 день Абакан - Москва

КОНЕЦ

 


Если у Вас возникли какие-либо вопросы по поводу маршрута, пишите в форум. Участники похода обязательно ответят Вам.

 

 

спортивный туризм

 


Реклама