Московский Городской Центральный Туристский Клуб
 

Отчет

О водном (катамараны) путешествии 1 (с эл. 5) категории сложности в районе Северного Кавказа по маршруту: пос.Загедан - р. Б.Лаба - пос.Курджиново, совершенном с 29-го апреля по 4 мая 2001г.
 

Руководитель группы: Айбатулин Р.Т.
Дом. тел.: 389 -6541
 

Маршрутно - квалификационная комиссия (шифр ________________ ) рассмотрела отчет и считает, что путешествие соответствует __________ категории сложности.

Путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.

Москва 2001г.




Содержание отчета.
Паспорт маршрута
Состав группы
Выбор маршрута
Краткая характеристика района путешествия
Заброска и выброска
График движения группы
Краткое описание реки
Техническое описание
Итоги, выводы и рекомендации
Смета расходов на 1 человека
Литература, ссылки
Фотографии, схемы



Паспорт маршрута.
 
Вид путешествия..................................................................................водный
Категория сложности..........................................................................1 c эл. 5
Средства сплава.......................................................2-х местные катамараны
Нитка маршрута...........г.Армавир – пос. Загедан –  р. Б.Лаба – пос. Курджиново- г.Армавир.
Протяжённость.........................................................................маршрута 40км
Количество участников.....................................................................6 человек
Время путешествия.............................................................29 апреля – 04 мая
Уровень воды.......................................................................................средний
Средняя температура воздуха днём............................................. +10 - +20 C
 ................................................................................................ночью 0 – +10 С

 Содержание



Состав группы

 
Средство сплава
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Туристский опыт
Обязанности в группе
К - 2 - 1
(Тритон)
1
Айбатулин Равиль Тагирович
1977
Кутсайоки-Тумча 3(5)у, Уба 3у, Песчаная 3у, Агул 3у, Мзымта 2(5)р, Белая (Гузерипль-Киши)р, Урик 5р
Руководитель
 
2
Пацино Наталья Вячеславовна
1980
Агул 3у, Белая (Гузерипль-Киши)у, Урик 5у
Медик
К - 2 - 2
(Тритон)
3
Жуков Владимир Юрьевич
1964
Уба 3у, Песчаная 3у, Агул 3у, Мзымта 2(5)у, Урик 5у
Реммастер
 
4
Липгарт Вадим Михайлович
1973
Белая (Гузерипль-Киши)у, Нюхча 2у, Мста 2у, Урик 5у
Фотограф
К - 2 - 3
(Рафтмастер)
5
Бакланов Петр Валерьевич
1979
Песчаная 3у, Кутсайоки-Тумча 3(5)у, Вама-Водла 3у, Охта 3у, Урик 5у
Зам. руководителя
 
6
Бакланов Валерий Михайлович
1950
Агул 3у, Кутсайоки-Тумча 3(5)у, Вама-Водла 3у, Темник 3у, Охта 3у, Урик 5у
Завхоз
 Содержание


Выбор маршрута.

        В силу геополитической обстановки на Кавказе в наши дни, выбор реки для майского похода несколько упростился. Круг благополучных районов сузился до спокойных Краснодарского края, республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Есть относительно спокойные районы и в Грузии, но поездка туда осложнена получением визы и отсутствием прямого железнодорожного сообщения.
        В период майских праздников выбор реки для сплава определяется паводковой обстановкой, по уровню воды наиболее подходящи в это время реки со снеговым питанием.
В вышеуказанных районах, на наш взгляд, реки условно можно разделить на две категории: более простые (для групп с опытом II-IV к.с.), например, Кубань, Теберда, Зеленчук, Пшеха и более сложные (IV-VI к.с.), например, Мзымта, Белая, Большая Лаба, Малая Лаба (в связке с р.Уруштен) Последняя связка рек расположена в заповеднике и стала доступной для широких масс только с недавнего времени.
        Прохождение второй группы рек является как хорошей тренировкой перед летним походом V-VI к.с., так и просто коротким, но серьезным и насыщенным сплавом.
Учитывая то, что никто из членов группы не бывал на Большой Лабе, ее огромную популярность, набор разнообразных по характеру и протяженности интереснейших препятствий, выбор маршрута пал как раз на эту реку.
        Хотя, нас и несколько настороживали слухи о частом воровстве снаряжения местными жителями или возможными бандитскими налетами сванов из-за кордона. На деле оказалось все очень спокойно и мы ограничились лишь прятанием вещей на ночь в палатки.

Содержание



Краткая характеристика района путешествия.

        Кавказ – молодая горная система со сложным и разнообразным рельефом. Горные массивы к северу и к югу от Главного Кавказского хребта изрезаны узкими, нередко каньонообразными, глубокими долинами рек Каспийского, Азовского и Черного морей.
        Высокие горные хребты служат своеобразным климаторазделом: они мешают проникновению холодных северных ветров на юг и влажного теплого воздуха с юга. Поэтому климат северных склонов хребта в основном умеренно-континентальный, а южных склонов – субтрипический, влажный. В целом, климат Кавказа сравнительного мягок и позволяет совершать здесь водные походы с апреля по ноябрь.
        Водные маршруты Кавказа своеобразны. Большинство из них достаточно коротки, либо из-за малой протяженности самой реки, либо неинтересной в спортивном и эстетическом отношении пологой ее части. Кроме того, разветвленная транспортная сеть района, удобство подъездов и отъездов, большая населенность мест позволяет идти с существенно меньшими, чем в условиях дальнего похода, физическими, временными и психологическими затратами. Поэтому Кавказ – уникальный район для коротких походов межсезонья.
        Вместе с тем, большие уклоны, высокая скорость потока, насыщенность сложными, различными по характеру препятствиями, узость, а часто и каньонообразность русла рек делают сплав по-настоящему экстремальным.
Такая противоречивость наложила отпечаток на спортивную классификацию рек Кавказа. Почти все они оцениваются II-III категории сложности, усложненной элементами V-VI к.с.

Содержание



Подъезды и отъезды с маршрута.

        Начальной точкой заброски на маршрут могут быть города: Армавир, Невинномысск, Черкесск, откуда начинается автомобильная заброска к месту сплава.
        Наша группа выбрала вариант заброски от Армавира, до которого удобнее всего добраться из Москвы поездом №27 Москва-Кисловодск, отбывающего из столицы заполночь (0.31) и прибывающий в Армавир на другой день ранним утром (~5.30). Существуют и другие поезда: Москва-Владикавказ, Москва-Нальчик, Москва-Кисловодск (фирм.), но они прибывают в Армавир ночью, что неудобно.
        Добираться до поселка Курджиново можно либо с пересадками на рейсовых автобусах, например, до Лабинска, затем до Курджиново, наемным транспортом от железнодорожного вокзала, либо заказать автобус заранее по телефону в Армавирском ПАТП (тел. (86137) 154150 ), либо непосредственно по прибытии заказать автобус в том же ПАТП, которое находится недалеко от ж/д вокзала Армавир (Ростовский) по адресу: ул. Карла Маркса, д.88 (переход по мосту через ж/д пути), что мы и сделали, сговорившись с двумя параллельными группами (автобус ПАЗ до Курджиново стоил 2716р. на 24 человека, что примерно составляет 113 рублей с человека). Везти нас сразу в верховья Б.Лабы отказались как руководство автопредприятия, так и сам водитель автобуса, ссылаясь на то, что это уже Карачаево-Черкессия и у них могут возникнуть проблемы с местными властями и на незнание местности.
        Но поймать машину в пос. Курджиново до пос. Загедан труда не составляет. Мы лично тормознули первый попавшийся УАЗик на мосту через Б.Лабу и через полчаса уже загружались в кузов. Две другие группы договорились с бортовым «Уралом».
Вшестером за машину до Загедана мы отдали по 100 р. с человека, время в пути – около двух часов. Дорога – грунтовая, но достаточно хорошая и доступна почти для любого транспорта.
        Начинать маршрут, по нашему мнению, стоит от пос. Дамхурц или пос. Загедан, выше располагается погранпост и пришлось бы оформлять пропуск в погранзону, но с точки зрения спортивного сплава река выше не представляет интереса. Для сбора судов и ночевки мы выбрали скрытую от глаз поляну на берегу, не доезжая, примерно, 1 км. до пос. Загедан.
        До порога «Прощай Родина» серьезных препятствий на реке нет и этот участок можно использовать в качестве разминки перед серьезными препятствиями. Если разминки не требуется, можно начинать сплав и от поляны в километре выше каньона «Сосновый».
Заканчивают маршрут обычно в пос. Курджиново, прямо перед автомобильным мостом на левом берегу, хотя в экстренных случаях, наверное, можно уехать и из пос. Рожкао.
        Из Курджиново следуют каждый день 4 автобусных рейса: 7.00, 9.00, 11.00 и 15.20 (по словам местных жителей). Очень удобен последний автобус следующий по маршруту Кисловодск-Лабинск. Можно с утра доплыть до поселка, разобраться, пообедать и уехать с реки, избежав тем самым ненужной ночевки в слывущем дурной славой Курджиново. В 17.30 мы были в Лабинске на автовокзале, откуда в 19.18, следует автобус Хадыженская-Армавир (в пути, примерно, 1 час). Тогда же вечером идет очень удобный поезд Нальчик-Москва (отправление из Армавира 23.30), прибывающий в столицу в 5.30 через день.

Содержание



График движения группы

 
День
пути
Дата
Участок маршрута
Протяжен-
ность, км
Протяжен-
ность,час.
Способ движения
Примечания
1
29.04
г.Армавир-пос.Курджиново-1км ниже пос.Загедан
180
45
3
2
"ПАЗ", 
"УАЗ"
 
2
30.04
Стапель-за каньон «Сосновый» 
 12
 6
 сплав  
каньон (5к.с.) 
3
1.05
 Дневка
 
 
 
обкатка каньона 
4
2.05
 Каньон «Сосновый»-поляна перед кан. «Соленые скалы»
 6
 сплав
прохождение второго каньона (4к.с.); разведка «Соленых скал» 
5
3.05
 Каньон «Соленые скалы», сплав за пос.Рожкао
8
 4
 сплав
 каньон (5к.с.)
6
4.05
 Сплав до пос.Курджиново
 17
 2
 сплав
 шиверы и пороги 3 к.с.
Итого: пройдено активным способом передвижения – 43 км.

Содержание



Краткое описание реки.

        Основные препятствия на реке сосредоточены на 20-ти километровом отрезке от пос.Загедан до пос. Рожкао.
        На этом участке расположены, три каньона: «Сосновый» (V к.с.), «Малый Блыб» (IV к.с.), «Соленые скалы» (V-VI к.с.) и четыре порога: «Прощай Родина» (V к.с.), «Пронеси Господи» (VI к.с.), «Кирпич» (V к.с.) и «Затычка» (V-VI к.с.).
        До первого серьезного препятствия – порога «Прощай Родина» река носит характер шиверы с быстротоком и валами до метра.
        Порог «Прощай Родина» является своеобразными воротами каньона «Сосновый» – безусловно сложен и опасен. Он состоит из наскольких ступеней, основной водный поток через которые проходит не прямолинейно, а поворачивая сначала направо, в первой ступени, перед большим выступающим камнем, а затем налево, сливаясь между двумя большими камнями. Длина порога ~50 метров. Перед сливом отбойный вал от камня по левому берегу, в сливе вал от правого камня.
        Кульминацией порога является слив с мощным котлом, проходимый по малой и средней воде и легко переворачивающий суда по большой воде. За сливом бочка, в левой части жесткая, в правой – более рыхлая, проносная. Слева за порогом жесткое улово. Левый берег – отвесная скала, правый – высокий с крупными камнями у основания. Сложность порога увеличивается тем, что в случае оверкиля у экипажа и страхующих есть 50-100м для удачных спасработ, в противном случае, оказавшихся в воде уносит в каньон «Сосновый» длиной примерно 1,2 км, с большим уклоном и скоростью течения, обилием валов и бочек.
Просмотр порога и обнос вещей возможен по автодороге по высокому, обрывистому левому берегу или по правому берегу непосредственно у порога.
Имеет смысл обносить вещи сразу за каньон «Сосновый» на поляну, расположенную, приблизительно, в километре после каньона вдоль дороги.
        Страховка в пороге со скалы правого берега спасконцом и/или катамараном, поставленным в устье правого притока.
        Каньон «Сосновый». Самое экстремальное место каньона – завершающая его часть, называемая «Пронеси Господи» - узкая (до 5, а в самом узком месте около 3 метров) скальная «труба» с большим уклоном, после левого поворота реки, с мощными бочками, отбойными валами, прижимами и навалом струи в ключевом месте на камень-клык по левому берегу. Правый берег – скальная стенка, левый – крупнокаменистая осыпь. В большую воду «Труба» заполняется водой и на ее месте остается мощный быстроток с большими валами и бочкой на выходе. (V к.с.).
Просмотр каньона по левому берегу, страховка - в улове после каньона.
        Второй каньон на реке – «Малый Блыб» (длиной ~1км) – смотрится проще на фоне предыдущих препятствий, но также интересен для прохождения. Ключевые места: прижим к скале левого берега вначале и большая бочка между отвесных стен на выходе из каньона, кроме этого, валы до 1 метра и бочки, разбросанные по руслу реки. Расслабляться не следует: на скале после каньона прибита табличка, свидетельствующая о гибели человека в мае 1975 года. Просмотр каньона по дороге, идущей по левому берегу. (IV к.с.).
        Ориентиром начала следующего каньона – «Соленые скалы» (длиной около 2,5 км.) служит автомобильный мост через реку. Это опасное и самое протяженное препятствие на реке, отличающееся большим уклоном и представляющий, по сути, одну большую шиверу со множеством бочек, крупных обливных и выступающих камней и высокой скоростью течения.
        Примерно в середине каньона после обвала в марте 2001г. образовался новый порог - «Кирпич». Название порогу дано группой из г.Ростова, первыми отметившими его прохождение 1 мая 2001г.
        С левого берега обвалилась скала, раскололась на крупные части и свалилась в реку. Русло сужено огромными камнями по левому берегу, в середине оставшейся части русла камень, цветом и формой напоминающий кирпич. Перед порогом река подпружена, «кирпич» делит поток надвое, правая часть побольше и помощнее, левая – поменьше. Справа ниже по течению еще несколько камней: один – торчащий «клык», остальные полуобливные. Справа прижим к глинистой осыпи с упавшими деревьями. (V к.с.)
Проход требует слалома: «кирпич» оставляешь слева, не даешь себя нанести на «клык» и развернуть лагом и скатываешься вниз по течению, пробивая бочки и косые валы.
Страховка в улове после крупного камня по левому берегу.
        Участок реки после порога «Кирпич» характеризуется валами до метра, полуобливными камнями в русле и несколькими держащими бочками. Длина участка около 500м.
        Концом каньона (V к.с.) можно считать порог – «Затычка» – сложное, но локальное препятствие на реке (V-VI к.с.). Последние несколько лет порог не проходим из-за наносимых паводком бревен, расклиненных между камнями и мешающих входу в основной мощный слив с большим котелом.
        Заключительный участок реки до пос. Курджиново относительно прост (приблизительно III к.с.), но тем не менее, интересен несложными порогами, небольшим каньоном, быстрым течением, мощными водоворотами, бочками и валами.
Река местами делится на рукава, появляются многочисленные протоки между островами (т.н. разбои), особенно в районе поселка Курджиново после впадения левого притока – р.Бескес.

Содержание


 
Техническое описание.

29 апреля, воскресенье

        Прибыли в Армавир в 6.04. В Армавирском ПАТП по ту сторону ж/д полотна заказали ПАЗик совместно с двумя группами из Ярославля (24 человека, 6 из которых мы).
Нас согласились везти только до Курджиново, т.к. водители боятся местных порядков и незнания дороги (прим. Курджиново – уже Карачаево-Черкессия). Цена этой части заброски – 2716 руб. за автобус (в нашем случае на 24 чел, т.е. по 113 руб. с носа). Пробовали договориться с водителем по поводу дальнейшей заброски, но он наотрез отказался. В Курджиново прибыли в 11.15. В пути два раза останавливались с целью закупки провианта и мяса на шашлык.
        Далее наша группа в 6 человек пересела на грузовой УАЗ (владелец – житель Курджиново Олег Марзаев), и в 12.10 мы выехали на Загедан.
        Добрались до места в 14.45, встали лагерем на поляне на правом берегу, приблизительно в километре от Загедана. Эта часть заброски обошлась нам по 100 руб. с человека, итого 600 руб. на группу.
        Транспорт для второй части заброски лучше искать в Курджиново, т.к. чуть выше шлагбаума машины нет, а до Рожкао далеко.
        Пообедали, выпили по 50 грамм “за успех безнадежного предприятия” и стали собирать каты. На ужин – шашлык из купленного по дороге зверя. Отбой в 23.00.

График движения

30 апреля, понедельник.

        Подъем в 8.00, завтрак. Собираемся медленно – первый день. В 12.00 встали на воду. Народ на К-2-2 и К-2-3 переправился на другой берег и слазил на горочку, откуда открывается замечательный вид на окрестные снежники. Потом все немного потренировались в ТВТ (после зимы косточки размять). После примерно 10 километров спокойного сплава (шиверы, сливы по 0,5 м) начинается каньон «Сосновый».
Длина каньона ~1,2км. Основной ориентир: за ~1,2 км до первого порога каньона на высоком правом берегу остатки разрушенного моста. Далее после плавного левого поворота на левом берегу – длинная открытая поляна (~300м). В конце поляны поворот направо. Чалились на галечный плес на правом берегу после правого поворота перед первым порогом каньона – «Прощай Родина» (около 14.00). Берега высокие, левый – отвесная скала, правый более пологий, поросший деревьями, внизу крупные камни. Обнесли вещи за правый приток. Осмотр порога также по правому берегу.
        Длина порога 50-60 м. На заходе полуобливной камень в центре русла. Справа от камня слив 0,5-0,6м. Слева тоже слив, но в него идти нежелательно, т.к. далее в центре русла бочка, в которой судно может развернуть, и который мы обходили справа. Основной слив высотой 1,5-2м образуется между двумя огромными камнями правого и левого берегов. До слива реку пересекает косой отбойный вал от камня левого берега. При заходе следует попасть носом на этот вал, который разворачивает судно и проносит по центру слива. В правой части слива отбойный вал от правого камня. За сливом бочка. В левой части бочка пожестче, справа - более рыхлая, проносная. Слева за порогом жесткое улово, в котором может долго крутить.
        Страховку обеспечивали двумя спасконцами с правого берега сразу после порога и катамараном после правого притока. Все три катамарана прошли порог относительно легко, только кат-2-2 попал в улово под левым берегом.
        Далее несложный порог длиной 30-40м на прямом участке реки, сразу за впадением притока «Сосновый». Слив 1,2 метра с бочкой через все русло и полуобливными камнями на заходе. Далее – шивера на прямом участке реки до правого поворота. Перед поворотом предварительно зачалились на правый берег для просмотра каньона, затем перечалились на левый берег, откуда провели просмотр и обнесли вещи, правый берег для просмотра непригоден - очень высокие, отвесные склоны.
        Сложный порог начинается на крутом левом повороте, представляет собой «трубу» ~200м длиной. На заходе в центре русла большие камни образующие несколько ворот со сливами. После поворота река сужается до 5-6 метров, а в самом узком месте и до 3 метров, скорость течения высокая. На прямом участке реки водный поток зажат между отвесной стеной правого берега и осыпью из крупных камней по левому берегу. Этот участок напоминает большую горку с мощными сливами высотой ~1,5м, пенными ямами, отбойными валами. В двух местах навал на скалы, сначала правого, затем левого берега, с выступающими зубцами. Порог называется «Щель» или «Пронеси Господи», что вполне соответствует действительности, т.к. от сил экипажа мало что зависит.
        После проносного языка на выходе река успокаивается, под правым берегом появляется большое улово (удачное место для страховки). Первый катамаран пошел в порог с вещами и без просмотра, Слава Богу, что пронесло, хотя изрядно поколбасило в бочках и развернуло кормой во второй части «трубы». Остальные зачалились перед левым берегом и обнесли вещи сверху по дороге до улова.
        Съемка порога производилась с осыпи левого берега (правый берег – отвесная скала), а страховщики были выставлены в вышеупомянутом улове. Кат-2-3 прошел первую часть трубы носом вперед, но в конце их слегка прижало к зубцам левого берега. Кат-2-1 развернуло в одной из бочек. Следующую бочку прошли кормой, а затем какими-то силами развернулись носом (прямо вальс какой-то). После слабого левого поворота на правом повороте 100-метровая несложная шивера. Левый берег становится пологим и удобным для чалки. Это конец первого каньона. Встали лагерем на левом берегу 18.30.

График движения

1 мая, вторник.

        Дневка (вынужденная). Ребята захотели покататься в каньоне. Ну и покатались. Несколько раз нормально, а потом командирский катамаран прижало в “трубе” к зубцу левого берега. Результат – сломаная кница и погнутая продолина, небольшие разрывы шкуры. Остаток дня экипаж командирского катамарана ремонтировался на поляне. Вместе с нами стоят ростовчане и одна из ярославских групп (и у тех и у других в пороге легло по одному 1-му  экипажу). Под вечер пошел дождик. Отбой около 23.00.

График движения

2 мая, среда.

        Подъем в 8.00. Погода пасмурная, дует холодный ветер. Старт в 11.30.
        В 11.50 подошли ко второму каньону – «Малый Блыб». Ориентиром каньона служит правый поворот реки с пирамидальным камнем-скалой на левом берегу (на камень нанесен плавник). Зачалились на левый берег и пошли осматривать каньон. Его длина около километра. В начале каньона на изгибе реки между правым и левым поворотом нагромождение подводных камней в русле, валы, бочки. Прохождение препятствия по струе сложности не вызывает. При просмотре в середине каньона заметили сильный и достаточно длинный прижим к скальной стенке левого берега, но на деле оказалось, что уйти от него совсем несложно. На выходе из каньона русло реки сжимается скалами до 4-5м, следует левый поворот. В нашу воду с коварной бочкой через все русло. Перед выходной щелью серия сливов и валов до 1-1,5м. Затем река выходит из скального сужения, слева впадает приток – «Малый Блыб», это конец второго каньона.
        Шли каньон гружеными, страховку спасконцами организовывали на выходе из каньона с табличкой на скале перед притоком. Съемка – также на выходе в скальном сужении, и в середине каньона. Чистое время прохождения препятствия – 10-15мин. Далее до автомобильного моста, который служит ориентиром каньона «Соленые скалы» около 30 минут сплава. На участке несколько несложных шивер.
        Сразу за мостом река делится на две протоки, посередине галечная отмель. Правая протока мелкая, в левой – мощная шивера длиной 150м. В конце шиверы необходимо чалиться на правый берег с большой поляной, это последнее место для стоянки перед третьим каньоном. Подошли к месту стоянки в 14.30. Вслед за нами подошли ярославцы, а на поляне уже стояли ростовчане с машинами, на которых они забрасывали наверх сплавляющиеся экипажи. Погода резко ухудшилась, пошел дождь. Обнос вещей и прохождение каньона решили отложить на следующий день (может погода для съемки наладиться?). Пошли на просмотр, вернулись около16.00. Ставили лагерь и готовили обед под дождем. К вечеру дождь утих. На поляне весело, все обмениваются впечатлениями, рассказами про прошлые походы, строят планы на будущее. Отбой – 23.00.

График движения

3 мая, четверг.

        Утро порадовало нас голубым небом и выглянувшим из-за гор солнцем. Мы и ярославцы договорились с ростовчанами о забросе вещей до порога «Затычка», они как раз собирались ехать за своими экипажами в конец каньона. Таким образом проблема обноса была решена. Стартовали в 12.00. Длина каньона около 3,5 км. Стоянка перед каньоном на правом берегу, однако обнос вещей и разведка удобнее по дороге на левом берегу.
        Каньон «Соленые скалы» представляет собой непрерывную цепь шивер со множеством надводных, подводных и полуобливных камней, сливами по 0,5-1м, обилием валов, больших и маленьких бочек.
        К середине каньона уклон реки возрастает, препятствия становятся более сложными. Из-за обвалившейся в марте скалы левого берега через километр после начала каньона образовался новый порог, названный первопроходцами из Ростова и Черкесска «Кирпич» (прохождение – 01.05.2001г.). Ориентиром порога служит плавный правый поворот реки, участок со скалами, нависающими над дорогой и два огромных красно-коричневых валуна на левом берегу. Перед порогом течение замедляется и можно спокойно зачалиться на левый берег для просмотра.
        Порог представляет из себя следующее. Первый валун на левом берегу является своего рода плотиной, перегораживающей 2/3 русла реки. Между валуном и осыпью правого берега надводный прямоугольный камень, похожий на кирпич, делящий водный поток надвое. Левая часть потока между валуном и «кирпичем», шириной ~2 метра, перегороженая стволом дерева - непроходима. В правой – слив шириной 3 метра и высотой около 2-х. Сразу за правым сливом надводный камень – «клык»; большая часть потока огибает «кирпич» справа, наваливает на «клык», сливается влево в пенный котел за «кирпичем», а часть потока проходит справа от «клыка», прижимая к завалу, расположенному вдоль правого берега, и проходя через два полуобливных камня.
        Проходили порог справа от «кирпича», сливаясь влево от «клыка», уходя от прижима к нему. Проход справа от «клыка» показался нам более опасным из-за камней и прижима. В «бочку» за «кирпичем» старались попасть так, чтобы при «закусывании» в ней поток не развернул судно кормой. При нерасторопности экипажа струя может навалить на «клык» и перевернуть судно. Далее следует прижим ко второму большому валуну и пенная бочка под левым берегом. За этим на участке протяженностью ~150м перед левым поворотом мощная струя с валами и бочками. Ближе к концу участка из воды в левой части русла торчит большой камень, на котором зацепилось бревно, образуя шлагбаум. Приходиться уходить вправо по струе, но важно не переусердствовать, т.к. через 10-15 метров большое улово, для чалки за валуном под левым берегом. Сворачивать со струи нужно заранее, т.к. из-за большой скорости потока не всегда получается зачалиться в нужном месте.
        Первым в порог пошел кат-2-2. В первом сливе слишком рано развернулись и в бочку вошли полулагом, лишь мощные «зацепы» капитана спасли судно от киля. В довершение ко всему, кат-2-2 не смог зачалиться в описанном выше улове и его понесло дальше по каньону. Кат-2-3 прошел порог хорошо, с трудом зачалившись в конце улова. Затем в порог пошел кат-2-1 с капитаном ката-2-2 - Липгартом В. на месте матроса-девушки, т.к. все прошедшие порог высказались, что прохождение требует большой физической силы. Кат-2-1 прошел порог отлично и первый зачалился в нужном месте. Страховку спасконцами осуществляли с валуна перед уловом в конце участка, катамаран ставили в улово.
        Пока мы проходили порог подошли наши знакомые ярославцы, которые еще утром думали обноситься, но, посмотрев на наше прохождение два катамарана-двойки решили идти. Одна прошла без особых проблем, а вторая перевернулась в заходном сливе. Вот тут-то мы и потренировались в проведении спасработ. Пока ребята вылавливали перевернувшихся, а Наталья лихорадочно соображала идти ей порог или нет, подошла ростовская группа - первопроходцы этого порога, стоявшая с нами на поляне перед «Солеными скалами» и попросила подстраховать их. Вторично прозвучавший вопль «Киль!», квадратные глаза матроса оторвавшегося от двойки и идущего порог самосплавом, и наше второе судно, ушедшее вдогонку за потерпевшими разрешили наконец ее сомнения: порог она не пошла.
        Страховщики благополучно выловили людей, суда и часть весел на довольно сложном участке реки до поляны на левом берегу; участок характеризуется валами до 1 метра, полуобливными камнями в русле и несколькими держащими бочками (длина участка около 500м). Когда кат-2-1 (уже со штатным экипажем) добрался до поляны (стоянка на ней не очень удобна, т.к. дорога подходит почти вплотную к реке), ярославцы остановились на ней пообедать и прийти в себя после киля. Мы же пошли дальше до порога «Затычка» (около 500м, чалка на слабой струйке сразу по окончании лесистого участка на левом берегу).
        Порог «Затычка» очень красив, но, увы, непроходим. На входе порога чистый слив около 1 метра, далее 50м быстротока и главный слив через гряду камней с мощным котлом. В пороге расклинены бревна, нанесенные паводком, что и делает его непроходимым.
        Спустили суда и вещи, привезенные ростовчанами, сразу за порогом. Спуск осложнен тем, что производится по крутой осыпи. Старт от порога в 15.00. На первом километре встречаются довольно мощные для груженых судов бочки. До поселка Рожкао шли 20-25 минут. Встали за поселком на высоком левом берегу в лесочке, над песчаным «лягушатником». После обеда начался дождь и шел до вечера. Ярославцы до нас не доехали. Стоим одни. Грустно. Завтра уезжаем.

График движения

4 мая, пятница.

        Встали в 7.00. С раннего утра льет дождь. Снова несравнимое чувство при натягивании мокрого неопрена и сборе мокрых вещей. В 9.45 встали на воду. До пос. Курджиново 2 часа ЧХВ.
        В 10.30 подошли к четвертому каньону. Шли его без просмотра, тандемом. Препятствие длиной около 600м представляет собой шиверу с валами до 1 метра, бочками и поганками в скальном коридоре, прижимами к скальным стенкам.
        Далее в районе пос. Азиатский начинаются участки разбоев препятствия антропогенного вида. Завалы и арматура по берегам. Чалились перед а/мостом в пос. Курджиново. Холод и дождь отступили, сквозь тучи пробилось солнце.
Антистапель. Успели почти досуха высушить суда и снарягу.
Уехали в 15.15 на рейсовом автобусе Кисловодск-Лабинск.

График движения

Содержание



 Итоги, выводы, рекомендации.

1.     Данный маршрут идеально подходит для коротких походов межсезонья. Он достаточно сложен и интересен в спортивном плане и может рассматриваться и как прохождение реки и как тренировка перед летним походом.
2.     Благодаря тому, что на протяжении всего интересующего нас сплавного участка вдоль реки идет автодорога, маршрут имеет удобные подъезды-отъезды, отличные условия для просмотра препятствий, обноса вещей, а в некоторых случаях и судов для дополнительных тренировочных прохождений порогов.
3.     Для нормального прохождения маршрута с учетом тренировок, с нашей точки зрения, достаточно 4-5 дней и опыта прохождения другой, более легкой кавказской реки.
4.     Основные препятствия маршрута сосредоточены на участке пос.Загедан-пос.Рожкао и классифицируются как V, а иногда и VI категории сложности.
5.     Из-за относительно большой населенности долины реки на всем протяжении, могут возникнуть препятствия антропогенного характера, поэтому советуем все вещи прятать на ночь в палатку (а даже не под тент – известны случаи, когда воровали ночью прямо из тамбура; нас эта участь благополучно миновала)
6.     Каньоны «Сосновый» и «Соленые скалы» советуем идти без вещей, обнося их за поляны после каньонов. Перед и после этих каньонов есть хорошие места для стоянок. Необходимо тщательно продумать вопросы страховки при прохождении указанных препятствий.
7.     После появления весной этого года нового порога «Кирпич» в каньоне «Соленые скалы», прохождение этого каньона можно разбивать на две части (до порога и после).
8.     При планировании маршрута нужно учесть, что порог-водопад может оказаться непроходимым из-за нанесенных паводком деревьев.
9.     Просмотр некоторых порогов можно осуществить с дороги, непосредственно при заброске на реку.
10.     Заканчивать поход целесообразно в пос.Курджиново, приплывая туда в обед и уезжая на рейсовом дневном автобусе.

Содержание



Смета расходов на 1 человека.
Поезд Москва-Армавир-Москва........................................................350х2 = 700р.
Автозаброска-выброска....................................................................................315р.
Питание на маршруте........................................................................................250р.
Итого.................................................................................................................1265р.
Включая дополнительные личные расходы в пути.....................................1500р.

Содержание



Литература, ссылки.
1. В.Н. Григорьев, В.В. Митрофанов и др. "Водные маршруты СССР. Азиатская часть". г.Москва. "Физкультура и спорт", 1979г.
2. Интернет-библиотека Максима Мошкова. Отчеты по р.Большая Лаба. http://lib.ru/TURIZM/
3. Библиотека МКГЦТК. Отчет №5663.
Содержание