МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

ОТЧЕТ

О водном путешествии третьей категории сложности,

совершенном группой туристов города Москвы в период

с 29 апреля по 09 мая 2000 года по Северному Кавказу по маршруту : г.Москва - г.Армавир - п.Архыз - - р.Бол.Зеленчук - г.Невиномысск - г. Москва Номер маршрутной книжки: 1/4-309 Руководитель группы: Милевский Е.В. Маршрутно-квалификационная комиссия МГКТ расмотрела отчет и считает,что путешествие соответствует_____________категории сложности. Путешествие может быть зачтено всем участникам похода и руководителю.Отчет использовать в библиотеке МГТК. 2000 год.

С О Д Е Р Ж А Н И Е О Т Ч Е Т А

1.Справочные сведения____________________________________3

    1. Паспорт маршрута____________________________________3
    1. Определяющие препятствия маршрута__________________4

1.3 Состав группы______________________________________7

2. Общая идея похода______________________________________7

3. Варианты подъезда и отъезда_____________________________7

4. Аварийные выходы с маршрута____________________________9

5. График движения________________________________________9

6. Техническое описание прохождения группой маршрута______10

7. Потенциально опасные участки (препятствия,явления) на маршруте____________________________________________41

8. Перечень наиболее интересных природных,исторических объектов (занятий) на маршруте________________________42

9. Дополнительные сведения о походе______________________42

9.1 Состав группового снаряжения______________________42

9.2 Ремнабор и инструмент_____________________________43

9.3 Состав личного снаряжения_________________________44

9.4 Погодные условия___________________________________44

9.5 Смета расходов на поход(на одного человека)_______44

9.6 Раскладка продуктов_______________________________45

10. Итоги,выводы и рекомендации по прохождению маршрута___47

11. Карта маршрута________________________________________48

12. Фотографии____________________________________________49

13. Список использованной литературы______________________49

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

    1. Паспорт маршрута

Вид туризма__________________________________________водный

Категория сложности__________________________________третья

Район путешествия___________________________Северный Кавказ

Нитка маршрута: п.Архыз - р.Бол.Зеленчук( начало сплава ) - ст.Зеленчукская - ст.Исправная-п.Бесленей - с.Новая Деревня - г.Невиномысск - г.Москва

Протяженность сплава_________________________________130 км

Общая продолжительность похода______________________11 дней

Продолжительность активной части маршрута____________6 дней

Количество участников_____________________________5 человек

Средства сплава__________________каяк,два катамарана двойки

Время путешествия______________________апрель-май 2000 года

Уровень воды: река Бол.Зеленчук_____________________высокий

Адрес хранения отчета:ул. Большая Коммунистическая,дом 17, библиотека МГЦТК.

1.2 Определяющие препятствия маршрута.

 

Вид препят-ствия

Сложность

Длинапрепят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения(для локальных препятствий)

Шивера Архыз

Простая

500 м

Сильное течение,ко- сые валы,обливники.

Проходили без осмот- ра по основной струе

порог первый Взрывной

Средняя

200 м

Ориентир-ручей на правом берегу. Рас положен на правом повороте реки. На входе шивера пере- гороженная грядой камней с проходом справа.Затем шивера с бочками и острыми камнями по правому берегу. В конце на струе обливник с бочкой.

Осмотр слева по до- роге. Гряду прохо- дили справа с рез- ким уходом к центру и перед обливником обратно к правому берегу.Чалка перед и за порогом труд- ностей не представ- ляет.

порог второй Взрывной

Средняя

200 м

Шивера в сужении реки, косые и пря- мые валы до 1.5 м, На входе и в центре сильные бочки. На-ходится за левым поворотом реки пос- ле первого Взрывно- го порога.

Осмотр слева.Прохо- дили по основной струе ближе к пра- вому берегу. Сразу за порогом обяза- тельна чалка.

порог Пушка

Сложный

300 м

Начинается сразу за вторым Взрывным по- рогом. Сначала ши- вера с хаотическими валами. Затем река сужается и уходит в каньон. В каньоне на основной струе несколько косых ва- лов высотой до 2м, параллельно рядом с правым берегом спо- койная шивера, на- валивающаяся на большой скорости на полуобливной зуб, с двух сторон кото- рого образуются бочки.Потом метров

Осмотр по левому берегу. Проходили по основной струе с прострелом бочек. За первой шиверой в каньоне возможна чалка на левом бе- регу. Каяк проходил каньон по уловам у левого берега. Пос- ледняя часть порога трудностей не вызы- вает, кроме послед- ней бочки на пово- роте, в которую за- ходишь под углом.

Вид препят-ствия

Сложность

Длинапрепят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения(для локальных препятствий)

порог Пушка (продол- жение)

Сложный

300м

сорок шивера, а за ней река раздваива- ется.Правая протока чистая, но из-за скорости течения войти туда трудно. В левой протоке участок с последо- вательными сливами с бочками на левом повороте. В конце у бетонной лестницы хорошая чалка.

 

порог третий Взрывной

Простой

100 м

Шивера с сильным течением на правом повороте, обливни- ками и бочками за ними. На выходе не- сколько острых об- ливников.

Осмотр слева.Прохо- дили по главной струе с прострелом бочек. На выходе лавировка между кам- ней

Порог четвер- тый Взрывной

Сложный

150 м

Встречается в конце левого поворота после третьего Взрывного. Порог находится на правом повороте. После разгонной шиверы струя падает между трех камней, образуя бочки. Затем основная струя уходит в право между обливными камнями хаотически разбро- санными в русле. В конце порога за ле- вым поворотом на левом берегу хоро- шее место для чалки.

Проходили с простре- лом основной бочки и резким уходом к правому берегу с ла- вировкой между кам- ней. Каяк прохордил по правой косой боч- ке с остановкой в уловах.

Вид препят-ствия

Сложность

Длинапрепят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения(для локальных препятствий)

порог пятый Взрывной (Косой)

Средняя

300м

Ориентир - песчаный обрыв высотой 10м на левом берегу на правом повороте. S-образный, самая сложная часть поро- га находится за вторым левым пово- ротом, осмотр за- труднен. Но возмож- на чалка на правом берегу непосредст- венно перед этим участоком. Участок представляет собой сильную струю с хаотически распо- ложенными валами и обливниками с боч- ками. На выходе не- сложная шивера.

Шиверу до сложного участка прошли без осмотра и зачали- лись на правом бе- регу. Осмотрели с воды и прошли по основной струе.Воз- можно при другом уровне воды этого осмотра будет не достаточно. Осталь- ную шиверу прошли без осмотра.

Шивера Зелен- чукская

Простая

Около 1км

Длинная шивера с сильным течением, множеством обливных камней,бочками за ними и валами до 1м.

Проходили без осмот- ра. Требуется лави- ровка между камней несколько переходов и с одного берега на другой.

порог Исправ- ной

Средняя

200м

Несколько пологих сливов с сильными бочками и валами до2м. При нашем уровне воды по берегам под водой чуть-чуть скрываются наклонные плиты,которые пред- ставляют опасность для судов. Несмотря на мощь, на пороге скорость при прохож- дении невилика из-за валов и бочек.

Осмотр с обоих бере- гов. Проход чистый, кроме указанных лит по берегам. Проходи- ли по основной струе с прострелом бочек.


1.3 Состав группы.

 Фамилия,Имя, Отчество

Год рожд.

Максимальный туристский опыт

Обязанности в группе, судно

Адрес ,телефон

Милевский Леонид Вадимович

1972

р.Иоканга - - р.Поной IV р

завхоз Катамаран N1

141540 МО Солнечно- горский район пос.Локомотивный д.7 кв.29

Милевский Евгений Вадимович

1975

р.Иоканга - - р.Поной IV у р.Пшеха-р.Пше- хашка III р

руководитель Катамаран N1 капитан

141540 МО Солнечно- горский район пос.Локомотивный д.7 кв.29 р.2662585

Черноусов Евгений Валентинович

1977

р.Пшеха-р.Пше- хашка IIIу

фотограф Катамаран N2 капитан

г.Москва ул.Салты- ковская д.15корп.1 кв.48 тел.701-26-64

Александров Андрей Витальевич

1976

р.Пшеха-р.Пше- хашка III у

реммастер Катамаран N2

г.Зеленоград корп.201 кв.80 тел. 535-62-84

Бобриков Сергей Валерьевич

1977

р.Китой- V у

Участник каяк

г. Зеленоград корп.517 кв.47 тел.536-77-00


2.ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

Данный поход продолжал нашу серию походов по Северному Кавка- зу в межсезонье. Осенью и в апреле большая часть группы совершила уже походы по рекам Пшехашка-Пшеха, Уруп и назвать началом сезо- на этот поход уже нельзя. И все же главной наверное задачей похо- да была не подготовка к более серьезному летнему походу по рекам Алтая, а отдых на праздники. Не смотря на сложность порогов и длину маршрута, он не потребовал от нас сильного напряжения. Это- му, в первую очередь, способствовало сильное течение и возмож- ность аварийного схода в любой точке маршрута. Правда интерес до- бавлял каяк, который требовал постоянной страховки, но из-за хорошей подготовки каякера, который всю зиму тренировался в бас- сейне, проблем с ним не возникло. Погода тоже не смогла испортить нам отдых по причине хорошего снаряжения.

3.ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА.

3.1 Заброска.

Сплав по реке Большой Зеленчук начинается от поселка Архыз.До поселка от железной дороги можно добраться несколькими способами. Один из них это автобусом или машиной от железнодорожного вокзала г.Невиномысска, второй из г. Армавира через город Лабинск также на машинах или автобусах, третий из города Черкесск. Имея в груп- пе неразборный каяк, мы выбрали второй. Наш выбор мы обосновали тем, что река Большой Зеленчук очень посещаемая и особенно в майские праздники. Поэтому может возникнуть проблема с автобусом или машиной из-за каяка и большого спроса в г. Невиномысске. Тре- тий вариант мы не рассматривали из-за общей плохой ситуации на Кавказе, так как большие города Карачаево-Черкессии старались из- бегать. Из г.Армавира с несколькими пересадками доехать нам будет легче, так как туристов, которые поедут этим маршрутом будет ма- ло. Сразу можно сказать, что мы по крайней мере ничего не проиг- рали, но и не выиграли. Вся поездка обошлась нам в такие же деньги, что и для других групп, приехавших из Невиномысска, единственно, что мы потеряли, так это время ночевки на вокзалах. Автобус г. Лабинск - г. Кисловодск отправляется в 7-45 . Наш поезд пришел в г. Армавир в 1-42, Автобус Махачкала-Майкоп отп- равляется из Армавира в 1-30 и на него мы не успели. Поэтому пришлось взять машину. От ст.Зеленчукской на автобусе тоже уехать не удалось. Автобус Невиномысск - Архыз из нее отходит в 9-30 и в 16-00. Ждать его четыре часа мы не стали. Тут же нам удалось взять машину всего за двести рублей. Плата за каяк увеличила весь проезд на 50 рублей с человека. Из Невиномысска другие группы до- бирались на машинах, потому что в автобусы большие рюкзаки водители берут неохотно, хотя нам в это верится с трудом.

3.2 Выброска.

Закончили мы маршрут около села Новая Деревня. Нам пригляну- лась красивая поляна, а у рыбаков мы узнали, что отсюда ходит ав- тобус до Невиномысска в 16-00 и в 18-00. Правда нам надо было на железнодорожный вокзал попасть днем, чтобы успеть сдать в багаж каяк, поэтому на них мы особо не расчитывали и оставили этот ва- риант, как запасной. Нашим твердым убеждением было то, что мы возьмем машину. До города не более 30 км и денег у нас хватает. Когда мы к полудню вошли в село,увидели много машин,казалось что уехать не проблема, но ни одна машина не повезла нас в город. На нашу неудачу сегодня был праздник, все водители уже выпили и отказывались садится за руль. Вариантов было так много, что поо- бедав, мы не заметили как опоздали на первый автобус и уехали только на втором. Машину мы пытались брать до самого появления автобуса, но безрезультатно. Автобус до самого вокзала нас не довез. Вышли мы на городской остановке и уже ради интереса с каяком, веслами и рюкзаками сели в рейсовый автобус средней наполненности, который и довез нас до вокзала. На вокзале нам повезло сдать каяк в уже закрытое багаж- ное отделение. Но на этом наши проблемы не кончились. Когда мы вошли и вышли в вокзал несколько раз, нашу маршрутку потребовал милиционер на входе и забрал руководителя в отделение для состав- ления протокола по случаю нарушения нашей группой паспортного ре- жима. Оказывается мы должны были хотя бы один раз зарегистриро- ваться в Карачаево-Черкессии,так как находились мы там более трех дней. Когда работники милиции увидели, что взять с нас нечего, да и билеты у нас на руках, с миром отпустили, хотя поволноваться все же пришлось. Так проболтав на вокзале еще несколько часов, мы уехали в Москву на поезде N 33 Владикавказ-Москва.

4.АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА.

На данном маршруте в случае аварии можно снять с любого мес- та. По берегу по тому или другому всегда есть хорошая асфальтиро- ванная дорога, часто выходящая к берегу, или деревня. Машины ез- дят также очень часто. Еще на праздники по берегам много рыбаков и отдыхающих с машинами.

5.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

День похо- да

Дата

Участок маршрута

Рас- стоя- ние, км

Чистое ходо- вое время,

Определяющие препятствия

Способ передви- жения

1-2

29.04-01.05

г.Москва- -г.Армавир

 

 

 

ж/д поезд N112

3

01.05

г.Армавир - -г.Лабинск- ст.Зеленчукс- -кая - п.Архыз

 

 

 

автобус машина

4

02.05

п.Архыз - пор. Пушка

8

3

шивера Архыз, пор.1-ый, 2-ой Взврывной,Пушка

водный

5

03.05

пор. Пушка

0

0

 

дневка

6

04.05

пор. Пушка - стояка у пос.Даусуз

26

6

пор.3-ий,4-ый, 5-ый Взрывные. шивера Зелен- чукская

водный

7

05.05

стоянка у пос. Даусуз- п.Черкак

48

6

порог Исправной

водный

8

06.05

пос.Черкак - с.Новая деревня

48

6

 

водный

9-11

07.05-09.05

с.Новая деревня-г.Невиномысск- г.Москва -

 

 

 

автобус поезд



6.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА.

3 День.

В город Армавир мы приехали на поезде N 33 Москва-Владикавказ в 1-42 ночи. Узнав цену на машину до г.Лабинск от вокзала решили выйти в город по направлению к автовокзалу. Когда попытались ло- вить машины в городе у нас тоже ничего не получилось из-за отсу- тутствия таковых. Когда мы месяц назад были здесь в то же время то машины были. Сейчас их отсутствие можно было объяснить навер- ное только праздниками. Причем нам был нужен только РАФ или ба- тон, так как нас было пятеро и каяк. Около четырех утра мы оста- новили Газель, которая довезла нас до автовокзала. На автовокзале машину мы поймать смогли только через полтара часа и в 6-45 мы были на автовокзале г. Лабинск. Автобус Лабинск - Кисловодск за- держался в отправлении на полчаса. Договориться закинуть каяк в салон не составило труда. Так с комфортом и каяком мы к полудню были в станице Зеленчукской. Автобус до поселка Архыз отправляется от станицы Зеленчукской в 9-30 и 16-00, поэтому мы не стали его ждать и наняли батон за двести рублей. Он нас довез до самой реки (фото 1). Перед этим ная аварийная ситуация с каякером. На одном из разливов реки на три протоки он выбрал протоку перпендикулярную берегу с поворотом на девяносто градусов с упавшим на нем деревом. Проходя этот по- ворот каяк зацепился за ветку и поток воды притопил его под дере- во, да так что потом пришлось вытаскивать его спасконцом с бере- га. сходили дать телеграмму на почту и поставили печать. Когда мы разгрузились, то первым делом приготовили обед, а уж затем начали ставить бивак и собирать катамараны. Напротив нашей стоянки на другом берегу шумящей реки возвышались красивые снеж- ные вершины(фото2).Рядом с нами находилось много местных отдыхаю- щих.Места здесь красивые и наверное поэтому людные. По пути води- тели остановились перекурить на первом Взрывном пороге. Он нас заинтересовал и настроил на серьезный лад.Дорога нас немного уто- мила и легли спать мы в сумерках около девяти, катамаран с дере- вянной рамой остался собранным не до конца. Рядом с нами встали трое москвичей на четырехместном катамаране. С ними мы пересека- лись весь поход кроме последнего дня.

4 День.

Подьем в 8-00. Похолодало. До 12-00 доделали катамаран, по- завтракали и собрали вещи. Первый день как всегда немного сумбур- ный. Начинаем сплав(фото 3,4) через несколько поворотов реки ос- сходили дать телеграмму на почту и поставили печать. Когда мы разгрузились, то первым делом приготовили обед, а уж затем начали ставить бивак и собирать катамараны. Напротив нашей стоянки на другом берегу шумящей реки возвышались красивые снежные верши- ны(фото 2). Рядом с нами находилось много местных отдыхающих. Фото 1. Место стапеля. Фото 2. На стапеле вид на другой берег, Архызкий участок Тебердинского заповедника.

Места здесь красивые и наверное поэтому людные. По пути водители остановились перекурить на первом Взрывном пороге. Он нас заинте- ресовал и настроил на серьезный лад. Дорога нас немного утомила и легли спать мы в сумерках около девяти, катамаран с деревянной рамой остался собранным не до конца. Рядом с нами встали трое москвичей на четырехместном катамаране. С ними мы пересекались весь поход кроме последнего дня.

5 День.

Подьем в 8-00. Похолодало. До 12-00 доделали катамаран, по- завтракали и собрали вещи. Первый день как всегда немного сумбур- ный. Начинаем сплав(фото 3,4) через несколько поворотов реки ос- танавливаемся поправить снаряжение. В это время из-за поворота появляется шесть катамаранов четверок рафтмастер, шестимесный рафт и каяк. Нас удивило то, что снаряжение очень классное, но на судах совершенно не было вещей. Только на пороге Пушка мы узнали, что это коммерческий сплав. А вещи участников находятся в гости- нице в поселке Архыз, до которого их довезут от порога Пушка на машине. Прошли пороги первый и второй Взрывные с осмотром без проб- лем(фото5-13), зачалились осмотреть порог Пушка. Под порогом рас- полагается хорошая поляна, где уже до нас остановилось несколько групп, в том числе и нижний лагерь коммерсантов. На этой поляне мы встретили знакомую группу из МФТИ, попросили их подстраховать первый катамаран, а после прохождения порога(фото 14-20) остано- вились на стоянку рядом с ними. Вечером мы устроили совместный костер с тихими песнями под гитару. Хороших дров на поляне нет и за ними нам пришлось подняться метров на тридцать вверх по скло- ну. Зато там их много. Легли спать около одиннадцати.

6 День.

Встали в 8-00.Очень холодно.Идет небольшой снег. Кажется, что скоро пройдет. Очень хочется на пороги и решаем все-таки плыть. Ребята совершили в спортивной форме пробежку по поляне(фото 21), потом позавтракали и начали собирать вещи. Когда гермики уже были почти упакованы и оставалось собрать только палатки и тент под- нялся сильный ветер, а снег усилился(фото 22). При такой погоде уже можно примерзнуть к катамарану и мы решаем отказаться от сплава хотя бы до обеда. Около часа дня поняли, что снег прекра- тится не раньше, чем к вечеру, поэтому окончательно решаем сегод- ня сделать дневку. Сразу последовало несколько предложений по проведению дневки, первый вариант это посетить ближайшую вершину,второй вариант про- гуляться к следующим порогам, чтобы их осмотреть и третий еще раз прокатиться по порогу, когда закончится снег. Снег закончился только ближе к вечеру и третий вариант отпал сам собой, на верши- ну оправились двое из нас(фото 23). Они взяли аварийный носимый запас и ушли до времени ужина по склону вверх. А каякер оправился по дороге с ребятами, которые шли втроем на четверке, осматривать следующие пороги. Остальные остались в лагере готовить ужин(фото 24) и с интересом наблюдать, как одна группа на поляне все-таки решила выйти на воду. Собирались они долго и неохотно, но в пять вечера под взглядами всей поляны на заснеженных катамаранах они скрылись за поворотом. Когда вернулся каякер то уверил нас, что интересные пороги впереди еще есть, а эта легендарная группа остановилась за четвертым Взрывным порогом ( по дороге примерно 2км 700м).

Покорители вершин пришли точно к ужину все мокрые и немного недовольные, тем что наверху глубокий снег и до вершины они дойти не смогли. Правда когда они увидели эти вершины ниже по течению поняли, что это более серьезное занятие, чем они думали. Поужина- ли и пораньше легли спать. Снег к вечеру закончился(фото 25). Завтра уже было солнечно(фото 26).

7 День.

Встали в восемь, холодно, верхушки гор освещает солнце. Обла- ков почти нет и поэтому можно надеяться, что снега сегодня не бу- дет. Вышли в 11-00. Прошли с осмотором третий(фото 27-30) и четвертый(фото 31-35) Взрывные пороги без проблем. Дальше некото- рое время простая шивера(фото36-37). Пятый Взрывной порог замети- ли после того, как остановились посмотреть подозрительную шиверу, уходящую за поворот.

Действительно взрывной порог, сначала при- личная шивера(фото 38), которая требует сильного внимания, а по- том неожиданно из-за поворота еще более сложный участок порога. Предыдущие пороги все же более заметны с воды.Этот порог мы обоз- начили, как пятый Взрывной, правда еще в отчетах фигурирует наз- вание порога Косой. Мы их решили соединить, так как дальше мы по- рогов сильно изменяющих характер реки не видели, хотя может быть при другом уровне воды он и есть.

Трое из нас имели неопреновые костюмы, а двое сухие. Один из сухих случайно протерся и незаметно набрал воды так, что человек находящийся в нем просто застучал зубами. Пришлось остановиться и согреть его. Пока искали для остановки место произошла единствен- ная аварийная ситуация с каякером. На одном из разливов реки на три протоки он выбрал протоку перпендикулярную берегу с поворотом на девяносто градусов с упавшим на нем деревом. Проходя этот по- ворот каяк зацепился за ветку и поток воды притопил его под дере- во, да так что потом пришлось вытаскивать его спасконцом с бере- га. Каякер на нашу удачу на берег выбрался без посторонней помо- щи. Так вот на ровном месте получаются аварийные ситуации.

После того как мы вытащили каяк, здесь же развели небольшой костер, согрелись и заклеили порванную гидру. Затем пошли дальше и около двух часов дня остановились на обед. Снег по берегам уже кончился, немного потеплело. Сложных порогов нет(фото 39), только постояно качает на валах и по берегам встречаются поваленые де- ревья, которые после аварии постоянно держали нас в напряжении. После поселка Буковый река расширяется, немного ослабляется тече- ние(фото 40). До поселка Ермоловка мы дошли без обносов. В пяти километрах ниже поселка остановились на правом берегу на стоянку на полчаса раньше графика. Скоро начнется населенка и возможно идти прийдется гораздо больше, чем надо. К вечеру потеплело, но на реке ветер очень холодный. Легли спать около девяти.

8 День.

Встали в восемь. Режим поддерживать в весенне-осенний период очень легко, сон из-за ранней темноты и холода утром составляет не менее девяти часов, чего хватает даже при сильных нагрузках. Также нет отвлекающих грибов и ягод, а единственным тормозящим фактором может быть заядлый рыбак. У нас такого не было. Вышли в десять, холодновато, через полчаса проходим поселок Даусуз и еще через полчаса дошли до станицы Зеленчукская. На про- тяжении всей станицы тянется шивера, несложная, но длинная и к ее концу чувствуется легкая усталость(фото 41-42). После станицы ре- ка расширяется и пропадает постоянная качка на валах(фото 43). Скорость при этом не уменьшилась. Этот участок реки не такой безопасный, как мы думали. На од- ном из поворотов река сильно сужается шириной до шести метров образует валы высотой до полутора метров и наваливает на повале- ное дерево. Проход есть впритирку с берегом только для одного катамарана. Этот участок очень опасен по нашему мнению для байда- рок, так как с катамарана его видно через галечный берег, а каяк наш его не видел и ему пришлось работать в полную силу против те- чения. Прижимы на коряги нам здесь встречались несколько раз, но для экипажей, прошедших верхние пороги, эти препятствия не соста- вят опасности, только надо быть внимательным. После притока Кяфар до каньона Курлюк препятствий почти нет, встречаются мели и не- большие простые порожки. Ориентиром каньона можно считать скаль- ный лоб по правому берегу с дорогой под ним(фото 44).

Перед каньоном под этим лбом остановились на обед. Пообедав прошли каньон и порог Исправной(фото 45-47). После порога река выравнивается, становится глубокой, но течение не уменьшается(фо- то48). Через некоторое время после станицы Исправной входим в красивый каньон(фото49-50) образованный обрывами пластов извест- няка и невысокими скалами.В конце него на левом берегу останавли- ваемся на ночлег. На другом берегу рядом с обрывом над рекой проходит асфальтированная дорога. Вечером пошел дождь. Отбой в де- сять.

8 День.

Встали в восемь. Первый раз утром солнце заглянуло в палатку. Тепло и нет ветра. Пока готовился завтрак двое из нас сбегали на вершину холма. По карте за вчерашний день мы спустились вниз при- мерно метров на триста. Вышли в половина десятого, на полчаса раньше обычного, и при этом мы совершенно не торопились. Наверное сказалось потепление, концом акклиматизации это врядли можно наз- вать. Весь день прошел на одном дыхании. Через час после начала сплава прошли поселок Черкак, еще через час поселок Бесленей, пе- ред поселком Эрсакон остановились на обед на острове реки между поселками. Через час после обеда кончилась карта и мы начали периодически спрашивать у рыбаков, далеко ли еще до села Ивановс- кого. Река здесь уходит лес и часты поваленные деревья в рус- ле(фото 51).Когда прошли старую разрушенную плотину, то рыбаки нам сказали, что до села Ивановское километров пять, а за поворотом село Новая Деревня,от которого ходит до Невиномысска автобус. Поэтому, когда через минуту нам на правом берегу появилась краси- вая поляна мы остановились на антистапель(фото 52), до села от нее километра два. У нас оставалось в запасе еще половина дня и мы решили, что чем плыть до села Ивановское и упаковывать в рюк- заки мокрые вещи, лучше пройти эти два километра, но успеть все подсушить. Как обычно, сплав закончился неожиданно. Вечером мы просушили катамараны и вещи, испекли в углях оставшуюся у завхоза про запас картошку и совершенно не уставшие легли спать.

9 День.

Встали в девять, собрали вещи и вышли около полудня. После подьема на высокий берег реки мы на одном из перекрестков просе- лочных дорог остановили грузовик, чтобы он нас довез до поселка, но водитель, остановившись перед перекрестком, вышел на него пос- мотрел вдаль и отказался. Оказывается в конце прямого участка в поле стояла машина ДПС, а нас он мог вести только в кузове. Так пришлось всю дорогу идти пешком, да еще милиционеры этой машины ДПС остановили нас, попросили показать свои документы и проверяли их минут двадцать, даже каяк не внушал доверия, что мы туристы. Каких нарушителей они здесь ловили и что регулировали непонятно. К половине первого были на окраине поселка. Первая группа из трех человек сразу пошла искать машину, но через два часа верну- лась ни с чем. Сегодня празник и большинство водителей уже не могли сесть за руль. После обеда консервами вторая группа пошла искать машину и приехала почти через час на видавшем виды старом москвиче. В него поместились только наши вещи и один человек, чтобы довезти их до автобусной остановки. На первый четырехчасо- вой автобус в итоге мы все-таки опоздали. Продолжили искать маши- ну, но все безрезультатно. Из села Новая Деревня смогли уехать только на шестичасовом автобусе.

Автобус село Новая Деревня - г.Невиномысск идет только до ок- раины города. Довести нас дальше до вокзала уговорить водителя не удалось, правда он довез нас до остановки рейсового автобуса N 1, который идет до вокзала. Ради интереса мы решили попробовать доехать с каяком и рюкзаками на рейсовом автобусе, а если не по- лучится, то тогда взять машину. Когда втобус подходил к остановке, то по количеству пассажи- ров показалось, что задуманная поездка не реальна. Но с постоян- ными извинениями к обитателям автобуса каяк все же занесли в про- ход через заднюю дверь, а рюкзаки расположили на задней площадке, что труда не составило. Кондуктор в автобусе оказался веселый и, не ожидая такой наглости, только с улыбкой от удивления спросил, собираемся ли мы оплачивать проезд. На следующей остановке боль- шинство пассажиров вышло и без проблем мы доехали до вокзала. На вокзале нам повезло сдать каяк в закрытое багажное отделе- ние. Обратные билеты мы купили еще в Москве и теперь оставалось только купить продукты в поезд и дождаться его. Через некоторое время после нашего приезда вокзал и прилегающие заведения пол- ностью заняли московские туристы.

Ночью когда мы возвращались на вокзал из шашлычной у нас в очередной раз проверили документы и маршрутку на входе. После че- го руководителя (одного) забрали в отделение составлять протокол об административном правонарушении. Оказывается мы нарушили пра- вила регистрации. У нас не было регистрации в Карачаево-Черкес- сии, а по маршрутке мы там находились шесть дней вместо трех по- ложенных. Спорить с ними он не стал, но и штраф платить не оби- рался, сделали вид, что денег у нас нет. Видно играл руководитель хорошо и ему поверили. В 3-42 сели в поезд N 33 Владикавказ - Москва и уехали в Москву.

7.ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ.

К потенциально опасным участкам конечно же надо отнести все определяющие препятствия (на первом Взрывном пороге есть памятник погибшему туристу) и участок реки от начала сплава до впадения левого притока Кяфар. Скорость течения здесь достигает примерно до 15 км/ч. Мы не сделали на нем ни одного обноса, но постоянно всречали на основной струе упавшие деревья, которые при непра- вильных действиях могут принести много неприятностей. Так же сто- ит отметить участок реки после поселка Бесленей. Река разливается на много мелких рукавов и течет между поваленых деревьев, которые представляют определенные сложности. Иногда на большой скорости катамаран проходил протоку шириной чуть большей чем он сам. При нашем уровне воды этот участок можно пройти без обносов, но при низком уровне они возможны.

8.ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ,ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ЗАНЯТИЙ НА МАРШРУТЕ.

Главным отличием рек Северного Кавказа для туристов-водников является то, что рядом с рекой часто проходит дорога. А это поз- воляет не тратить много сил для многократного прохождения поро- гов. Подниматься вверх можно не только собственными силами, но и при помощи транспорта. Река Большой Зеленчук является типичным представителем таких рек. Осмотр порогов верховья реки, имеющих спортивный интерес, мы проводили с дороги, по которой проносили рядом идущие группы много катамаранов вверх по течению. Этим пользуются даже в коммерческих целях. Когда мы стояли на пороге Пушка нам довелось видеть множество чайников на пустых катамара- нах четверках и огромном рафте, которые сплавились по порогам в режиме плавающего дерева. Это безобразие мы наблюдали не один раз. Оказывается, каждый из них заплатил приличные деньги, а сплав им организовала одна из московских туристских фирм.Гостини- ца у них находилась в поселке Архыз, до которой был обеспечен транспорт. Любителям радиальных выходов на близлежащие вершины в вер- ховьях реки вариантов очень много. На дневке двое из нас посетили ближайшие склоны, недостаток времени не позволил добраться до вершины, но впечатления, когда находишься на уровне облаков оста- лись незабываемы. Еще может быть можно посетить Зеленчукскую абсерваторию и местный заказник. Правда по ним у нас информации нет.

9.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

9.1 Состав группового снаряжения.

Палатка 2,3-х местн.,тент,стойки,колышки

комплект

2

2-х местный катамаран (рама+таежный вариант) Каяк,юбка,упоры

Шт шт

2 1

Весла катамаран каяк

шт шт

5 2

Спасконец

шт

2

Посуда: Каны 3,5,7 л,половник,сковорода

комплект

1

Топор в чехле большой

шт

2

Пила двуручная

шт

1

Таганок (тросик костровой,крючки)

комплект

1

Ремнабор и инструмент

комплект

1

Медицинская аптечка

комплект

1

Веревка Диаметр 6 мм Диаметр 8 мм

м

100 50

Карта,описание

шт

2

Гермомешки 60л

шт

6

Рукавицы брезентовые

пара

3

Тент хозяйственный

шт

1

Компас

шт

1

фонарь+2комплекта батареек

шт

2

Фотоаппарат с пленками

шт

1

Часы с будильником

шт

2

Нож кухонный

шт

1

Фляги 1.5 л

шт

2


9.2 Ремнабор и инструмент

Прорезиненая ткань(заплатки)

м2

0.5

Пластырь 3*500 см

шт

1

Клей Уран

л

0.2

Клей 88СА

л

0.5

Растворитель 646

л

0.3

Ткань теза(заплатки)

м2

0.5

Шкурка

м2

0.3

Нитки капроновые: толстые тонкие

катушка

1 1

Иголки 4 тонких 4 толстых

компл.

1

Изолента ПВХ

рулон

2

Плоскогубцы (красные ручки)

шт

1

Киперка (в запас)

м

15


9.3 Состав личного наряжения ( обязательного, остальное по собственному усмотрению )

Рюкзак

шт

1

Коврик теплоизоляционный

шт

1

Спальный мешок

шт

1

Кроссовки сплавные(неопреновые тапочки)

шт

1

Сплавной костюм ( непромокаемый )

шт

1

Жилет спасательный 16 л

шт

1

Каска

шт

1

Миска,кружка,ложка,нож складной,зажигалка

шт

по 1

Документы (паспорт)

шт

1

Сиденье теплоизоляционное (пендаль)

шт

1

Медсредства личного пользования (нет в аптечке)

шт

1


9.4 Погодные условия.

Во время майских праздников из нашего опыта и опыта других групп погода всегда может приподнести сюрпризы. Так было и на этот раз. В первый день проведенный на реке мы проводили стапель в футболках. В первый день сплава уже немного похолодало. Когда же мы проснулись на следующий день подул холодный ветер и пошел снег. Причем очень сильный и на высоте пятидесяти метров над ре- кой его толщина была по колено. В этот день мы даже отказались от сплава. На следующий день выглянуло солнце, но холод нас сопро- вождал еще два дня. Только в последний день сплава потеплело до двадцати градусов, когда мы спустились на триста метров вниз. По- этому советуем тщательнее отнестись к подбору снаряжения и одеж- ды.

9.5 Смета расходов на весь поход ( на одного человека ).

Наименование

Сумма,в руб.

Билет ж/д от г.Москвы до г. Армавира

320

Машина РАФ г.Армавир - г.Лабинск

100

Билет автобус Лабинск - ст.Зеленчукская

100

Машина ст.Зеленчукская - п. Архыз

40

Питание в поезде (туда-обратно)

100

Питание в походе в день (в среднем)

65

Билет ж/д от г. Армавира до г.Москва

300

ИТОГО:

1350


9.6 Раскладка продуктов.

Раскладка продуктов была использована та,которой завхоз поль- зовался в предыдущих походах. В ней использованы рекомендации ли- тературы находящейся в библиотеке МГКТ и замечания полученные в ходе предыдущих походов. Здесь в отчете приведено меню на четыре дня на пять человек для походов третьей категории сложности ( высота над уровнем моря не превышает 1000 м ) . Соотношение Б:Ж:У для данного рациона составляет1:1.15:4.3,калорийность нахо- дится в диапазоне от 2930 до 3500 ккал в день.Соотношение и кало- рийность могут меняться за счет дополнительных продуктов и изме- нения мест завтраков и ужинов. Изменения в меню завхоз производил с учетом изменения графика движения, физических нарузок, погодных условий, покупок с таким расчетом, чтобы группа в любой день на- ходилась в серьезном рабочем состоянии. Период акклиматизации прошел за два дня (не считая заброски). Условный сход с маршрута не наблюдался из-за небольшой продолжительности похода и потому, что группа была хорошо подготовлена физически. В конце продуктов осталось на один день в запас, как и плани- ровалось. По пути продукты можно подкупить в селах, но делать это если первоначальный вес рюкзаков невелик, мы думаем смысла нет. Своих фруктов у населения еще нет, а в магазинах цены как в Моск- ве. Подсчет соотношений и калорийности в меню не приводится, по- тому что точные цифры в походе нам не нужны и меряют продукты на глаз или ложками и кружками. Поэтому цифры, хотя они и достаточно точные, использовать лучше ориентировочно для покупки в магазине. Чтобы научиться составлять раскладку и тем более пользоваться ей, советуем прочитать литературу ( 1 ). Хотим отметить, что раскладка состоит из простых продуктов, которые продаются в простых магазинах, и не претендует на идеаль- ную по весу(1кг на человека в день).Но для водных походов третьей категории сложности годится.

1 День. 2 День.

Завтрак Завтрак

Сгущенка 250г Фасоль 400г
Рожки 450г Лук 100г
Масло топленое 100г Томат 100г
Чай Рыба в томате 250г
Сахар 40г (консервы)
Щербет 250г Хлеб(сухари) 250г
Сыр 200г Чай
Хлеб(сухари) 250г Сахар 40г
Шоколад 250г

Обед Обед

Рыба в масле 250г Тушенка говяжья 330г
(консервы) Борщ(пакетики) 2 шт.
Картошка 600г Картошка 600г
Лук 100г Лук 100г
Морковь 100г Морковь 100г
Специи Специи
Соль Соль
Чай Хлеб(сухари) 250г
Сахар 40г Сахар 40г
Печенье 300г Печенье 300г
Чай

Ужин Ужин

Гречка 400г Рожки 450г
Тушенка говяжья 330г Тушенка говяжья 330г
Лук 100г Лук 100г
Сахар 40г Томат 100г
Орехи с медом 100г Какао 80г
Томат 100г Сгущенка 200г
Соль Чай
Чай Сахар 40г
Халва 250г


Соотношение Б:Ж:У 1:1.6:3.35 1:1.07:4.32
Калорийность на чел. 3040.9 Ккал 3046,9 Ккал
Вес на чел. 985г 1150г





3 День. 4 День.

Завтрак Завтрак

Пшено 420г Геркулес 350г
Сгущенка 200г Сгущенка 200г
Изюм 150г Сыр копченый 200г
Масло топленое 100г Масло топленое 100г
Сахар 40г Сахар 40г
Халва 250г Щербет 250г
Хлеб(сухари) 250г Хлеб(сухари) 250г
Соль Соль
Чай Чай

Обед Обед

Рис 250г Картошка 300г
Тушенка говяжья 330г Фасоль 400г
Лук 100г (консервы)
Соль Тушенка говяжья 330г
Специи Лук 100г
Томат 100г Морковь 100г
Сахар 40г Масло топленое 100г
Печенье 300г Рожки 350г
Хлеб(сухари) 250г Специи
Чай Соль
Сахар 40г
Печенье 300г
Хлеб(сухари) 250г
Чай

Ужин Ужин

Рис 450г Мука блинная 500г
Тушенка говяжья 330г Сгущенка 200г
Лук 100г Сахар 40г
Морковь 100г Сгущенка вареная 400г
Сахар 40г Чай
Шоколад 250г Масло подсолнечное
Хлеб(сухари) 250г
Сало 150г
Чай
Соотношение Б:Ж:У 1:1.12:4.78 1:0.81:4.74
Калорийность на чел. 2928 Ккал 3500 Ккал
Вес на чел. 877г 1085г
В раскладке не учтены витамины.Каждый день в конце дня после ужи-
на завхоз выдавал по три драже ундевита. Для третьей категории
сложности и данной раскладки этого достаточно.


ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА.

Река Большой Зеленчук очень известна среди туристов-водников. Еще на стадии выбора маршрута из уст людей побывавших на ней мож- но услышать много правдивой и достоверной информации,хотя и пос- ледний отчет в библиотеке МГЦТК датируется 1989 годом. Река прежде всего привлекает к себе довольно сложными порогами, кото- рые в сумме могут заменить набор порогов нескольких карельских маршрутов той же категории сложности.

Заброска и снятие с маршрута для нас трудностей не составили, кроме небольших трений с работниками милиции на вокзале города Невиномысск по поводу регистрации. Правда еще надо не забывать про праздники, на которые многие водители не могут сесть за руль. В это время лучше расчитывать на общественный транспорт.

При нашем уровне воды в реке сплав от поселка Архыз до стани- цы Зеленчукской с тщательными просмотрами займет около 10 часов, а от станицы Зеленчукской до села Ивановское не более 12 часов. То есть от станицы Зеленчукской до конца маршрута не более двух дней сплава по шесть часов. Хотя при желании на воде можно про- вести даже восемь часов. Мы запланировали одну дневку и четыре с половиной дня сплава, что позволило нам почти не следить за вре- менем. Дневку мы планировали на сборку судов, но до обеда мы уже были готовы и поэтому начали сплав раньше. А когда на третий день пошел сильный снег мы могли себе позволить провести незапланиро- ванную полноценную дневку. Если к этому еще добавить возможность сняться с маршрута в любом месте, то можно утверждать, что данный маршрут сложен технически по прохождению порогов, но не требует тратить много сил для контроля всего похода.

Основные пороги реки Большой Зеленчук идут практически один за одним и влететь в них без осмотра трудно, но возможно. Особен- но при оверкилях и спасработах. Страховка с воды особых сложнос- тей не представляет, а первое судно страховать можно попросить участников из других групп, здесь их много. В нашей группе был каяк, поэтому к его страховке мы относились очень серьезно. Один катамаран страховал его в конце сложного участка с воды, а на до- вольно спокойном участке реки еще один участник с берега страхо- вал спасконцом. Последний фотографировал. Первый катамаран мы попросили подстраховать с воды только на пороге Пушка, в осталь- ных случаях страховали двумя спасконцами с берега. На всем протяжении маршрута до поселка Бесленей очень краси- вая природа, которая поднимает настроение даже, когда идет снег. Особенно красивы верховье реки, каньон Курлюк и каньон коло по- селка Черкак. Все вышесказанное позволяет утверждать, что главную задачу отдыха на праздники и тренировки на порогах мы решили полностью. По многому другому нам не хочется повторяться и поэтому мы ре- комендуем ознакомиться с отчетом ( 2 ). Этот отчет по нашему мне- нию также подходит для нашего уровня воды и достаточно полно от- ражает характеристику реки и описание порогов.

11.КАРТА МАРШРУТА.

Для ориентирования на реке мы использовали схему верховья ре- ки маштаб 1:100000 реки из отчета ( 2 ), а также двухкилометровой картой Карачаево-Черкесской Республики и Ставропольского края. На карте прилагаемой к отчету нанесена нитка маршрута с местами но- чевок, дневок и обеденных привалов.

Условные обозначения:

Водная активная часть маршрута.

Места ночевок и дневок.

Места обеденных привалов.

Места начала и конца водной части маршрута.

12. ФОТОГРАФИИ.

Фотографии не несут технической информации по прохождению порогов.Они показывают только общую картину района похода и явля- ются описательным дополнением к тексту раздела " техническое опи- сание прохождения маршрута " отчета. Мы считаем, что в отчете фотографии должны быть обязательно, иначе он будет не полным.

13.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. А.А.Алексеев "Питание в туристском походе." ЦДЮТур РФ,Москва 1995г.
  2. 2. Отчет о походе N 5217. Руководитель Спрингис Н.Э. 1989г, Библиотека МГЦТК, Москва