Непутевые заметки Коляна

Составлены по впечатлениям поездки на Алтай в составе родео-группы «Ураган» под предводительством Рагимова Сергея.

Мне кажется, что кто хоть однажды побывал на Алтае, тот никогда не забудет эти места и обязательно туда еще не один раз вернется. Эта дикая первозданная земля всегда будет привлекать путешественников…

Немного предыстории...
На Алтае я был уже 2 раза и поэтому когда у меня обломалась поездка в Швецию с Сергуней, и я узнал что наши собираются небольшой группой родео-каякеров сплавиться по Катуни, я не раздумывал ни минуты))). Дело было за малым: билеты и восстановление продолбанного снаряжения для сплава. Раздобыть в короткий срок родео-тазик мне не удалось, поэтому решил путешествовать на своей новой, но уже видавшей виды Мамбе. По крайней мере на валах то я посерфить смогу))). Где то за неделю мы благополучно отправили лодки российской железной дорогой в Барнаул.

За день до отъезда склеил весло. И вот я уже в Домодедово расширяю сознание слабоалкогольными напитками (пиво Бочкарев 190руб за 0.5л) в ожидании объявления посадки на рейс. Расширив сознание до 3-х порций пенного напитка и заказав четвертую, я посмотрел на часы. До отлета оставалось 58 минут. «Странно что не объявляют посадку» прокралась тревожная мысль в моем расширенном сознании. Но получив очередной бокал нектара я немного успокоился и решил, что как только эль закончится, пойду искать посадочный терминал самостоятельно. По опыту зная что на Барнаул рейсы часто задерживаются я практически был уверен что это опять очередная задержка рейса и предвкушал как буду разводить представителей компании на бесплатный хавчик (питание то бишь). Однако когда я пришел за 35 минут до отлета к посадочным воротам, я был приятно удивлен, что ждали только меня и еще какого то мужика так же расширявшего сознание, но судя по выхлопу более тяжелыми напитками. Под веселое напутствие представителей компании мы впихнулись в ожидавший нас самолет зеленого цвета. Полет как обычно я провел в чутком забытьи, как пожарник сдающий экзамен. Заботливые стюардессы не дали мне погибнуть от жажды и голода во время полета. Снился мне Алтай, его горы, бурные реки, водопады, Телецкое озеро, листья бадана и многое другое)))

Проснулся я от громкого хлопанья. Это пассажиры аплодировали экипажу мастерски совершившего посадку в аэропорту города Барнаул. Самолет подкатил прямо к зданию аэропорта и мы направились вразвалочку к багажному отделению чтобы размять затекшие в полете ноги. Здравствуй Алтай, как ты на этот раз встретишь нас? На этот вопрос оставалось пока только гадать. Погода была прекрасная. Я лишний раз порадовался, так как сэкономив на весе не взял теплых вещей. Прилетел я на день раньше остальных и заказал номер в гостинице Алтай. При входе в терминал мне было гостеприимно предложено воспользоваться услугами такси. Пришлось поторговаться. «- Только для тебя 500!!!, - Не я за 300 поеду, - Ну хорошо, только нужен будет еще пассажир, - Договорились». Пока я получал багаж таксист свалил с более денежным клиентом, но я тут же нашел другого))).

Выспавшись в гостинице я решил пройтись по городу и осмотреть местные достопримечательности. Весь центр Барнаула состоит из учебных заведений. Я был этим приятно поражен. Здесь были и Юридическая Академия, и Медицинский Университет, и Педагогический Университет, и многое другое. Побродив так некоторое время я решил найти терминал с выходом в Интернет и попробовать связаться с нашими кануполистами находящимися на тот момент в Канаде на чемпионате мира по кануполо. По странному стечению обстоятельств они как раз были на связи. Я узнал что у них все в порядке и пожелал им победы. Далее изучил репертуар фильмов в местном киноцентре с таким патриотичным названием «Родина». Посмотрел там «Хэнкока». Ничего фильм, но одноразовый. В том смысле что для однократного просмотра. Выйдя из кинотеатра я понял что зверски голоден. И тут напротив увидел такое знакомое и доброе название «Эль Патио». Итальянская кухня по моему мнению весьма близка по вкусу русскому человеку. Насладившись итальянской кухней и приняв пару кувшинов белого вина, я еще немного погулял по городу и вернулся в гостиницу. Утром меня разбудил звонок Ромы. Ура, они прилетели и направляются за мной))). Хи-хи, лодки то на меня оформлены)))

Встреча у гостиницы Алтай с моими друзьями была весьма теплой. Погрузив мои вещи в видавший виды автобус мы отправились на вокзал. Итак знакомимся с участниками путешествия))). Рому, Сашу и Олю вы конечно же хорошо знаете, они уже давно тренируются у Сергея Рагимова и делают заметные успехи. Еще с нами идут Костик со Светой и Валера. Костик идет на катамаране 2-ке с каким то загадочным инструктором))) Далее буду называть его как Костя 2. Так как с нами идет еще один Костя (Костя 1) – водитель и движитель нашего рафта, а также завхоз, шеф-повар и т.д. и т.п.
Света хрупкая с виду девушка идет на рафте, Валера суровый бородатый опытный катамаранщик то же на рафте. Свет у нас оказалось тоже две. На заднем сиденье спит девушка… Мы решили, что, наверное, это местный гид отсыпается после очередной партии туристов. Еще вместе с нами едет двое детей, и как мне тогда показалось двое «местных» из Усть-Коксы, мужчина и девушка. Девушка и была тем загадочным инструктором на кате-2ке. Ее зовут Света))). Далее чтобы отличать: Света инструктор по ВТ или Света экстремалка. Так как на кат двушку на Катуни мог сесть только весьма отважный человек.

Багажное отделение в Барнауле работает с 8-00 местного времени и до 18-30. Позавтракав шашлыком с пивом и получив индивидуальные средства сплава (каяки), мы наконец то отправляемся в сторону гор, на базу Уймонский ковчег. Где то после середины пути проснулся «гид» на заднем сиденье))) Девушку зовут Лиля и она едет с нами на рафте. Просто дорога пошла поухабистее и спать на заднем сиденье стало затруднительно. Мы без особых приключений, играя, в контакт и потребляя пенный напиток за 10 или 11 часов добрались до базы. Сытный ужин, баня и пиво вот те нехитрые вещи, которые могут скрасить досуг любого каякера))))

Подъем в 8-00, завтрак, непродолжительный марш бросок и мы уже на воде. В первый день запланировано культурно массовое мероприятие с посещением музея Рериха. Настоятельно рекомендую воспользоваться моим советом: «Не ходите туда в гидре… натрет все что можно и нельзя».

Забавная деталь: в музее все чинно-благородно внимают, интересуются искусством и экспедицией Рериха. Но в каждой группе находится-таки 1 материалист, который в са-амом конце задаст мучающий добрую половину группы вопрос: "А кто же эту грандиозную экспедицию профинансировал?"

Вообще первые два дня сплава по Катуни достаточно стандартны, они необходимы для акклиматизации на воде и для того чтобы народ «пригребся». Извините за любительскую терминологию.

На третий день намечено прохождение Аккемского прорыва. Мы с Рагимовым запугиваем народ ужасными валами и бочками. Получается вполне успешно. Только Рома как всегда спокоен. Уж он то знает об Аккеме не понаслышке.

Аккемский прорыв или Ужас-Ужас
Как говорилось в известном анекдоте: ну ужас, но не Ужас-Ужас)))\

Больше всего Аккема боялась я. Я думала о нем еще до поездки и предвкушала все эти 2 дня сплавами пока мне не рассказали все в мельчайших подробностях. Перед собственно препятствием, Сергей Энверович сказал, что сперва будет типа заходной шиверы, а потом Аккемский прорыв. Я-то помнила, как он агитировал Сашу делать на первом валу кик-флип и по этому движению распознала после пары поворотов, что эти 2 вала – заходные Аккемского прорыва. Сашка же получил море удовольствия и в улове после первого каскада спросил "ну что? Скоро прорыв-то?"

Все оказалось весьма белым и пушистым. Воды мало и основную трудность составляют мощные сбойки, кидающие лодки как пушинки из стороны в сторону.

Как только все малость успокоилось, ребята продолжили играть в кануполо :)

Без особых приключений добрались до стрелки Катуни и Аргута. Пообедали и дальше, как говориться заре на встречу. Нам предстояло преодолеть не маленький маршрут (около 400 км за 9 дней) и мы решили уплыть подальше. Как потом выяснилось мы за этот день прошли расстояние двух стандартных ходовых дней.
Несмотря на усталость, вечерние посиделки никто не отменял. Правда к третьему дню у нас наметились лидеры: позже всех ложащиеся Я, Света (инструктор с катамарана), Рома и Володя с переменным успехом. Утром раньше всех встают: ну конечно же Костик 1, и опять все те же ставшие родными за это время лица (Я, Света, Рома и Володя))).

Ильгуменский порог или первые килевые
Большие валы и некоторое количество бочек, которые впрочем, видно с воды. Что-то пошло не так и у нас есть первый отстрел. Это Рому замесило на валах-сбойках. Все-таки на родео-тазике тяжело сплавляться по большой воде. Зато я на «Мамбе» чувствовал себя как на крейсере. Чип и Дейл спешат на помощь. Только я подал Роме корму, как с ужасом заметил, что на нас на всех парах несется рафт. Это параллельно с нами шла группа. Еще секунда другая и столкновение неизбежно… Я кричу Роме что сзади РАФТ и чтоб он пока отцепился. Операция по спасению проходит успешно, все довольны. Рому вместе с лодкой затаскивают на рафт.

Порог Шабаш или идем как всегда без просмотра
О этот страшный порог Шабаш. С его бочками и схлопывающимися валами. Больше всех боялась Ольга, но Рагимову как то удалось вселить в нее уверенность в собственные силы. Порядок прохождения: Рагимов, Ольга, Ваш покорный слуга, Рома и Саша. Далее с разрывом рафт и катамаран. Заходим на порог, а там… над порогом на самой высоте сидят свесив ноги… в общем группа рафтеров просматривает ужасный порог, а тут мы как на картинке))) Видели бы вы их глаза.… Объехав слева бочку и вал, мы втроем «стреляем» под правую скалу, уходя от схлопывающегося вала в центре. Я разворачиваюсь с намерением подняться выше и попытаться катнуть вал. Тем более столько зрителей))) на берегу. Но уже при заходе меня окликнул Саня. Оказывается Рома при заходе уехал слишком влево и попал в этот вал, а затем его отбросило еще левее на косые валы сбойки. Он насколько раз пытался встать, но на таких сбойках это не так просто сделать. В общем мне срочно пришлось поработать спасателем. Взяв Рому на корму, мне удалось зачалить его до второй ступени. Каяк ушел ниже. За ним пошли Рагимов с Саней, поэтому я был уверен, что далеко он не уплывет. Потери ограничились неопреновым тапочком. Отдышавшись, я все же решил катнуться выше. Тем более здесь по улову можно подняться почти до верха. Поднявшись, выше я увидел Ольгу. Оказывается, пока я ловил Рому, она зачалилась выше и ждала когда за ней придут))). Кататься она отказалась, поэтому мы решили поехать вниз. «Я постараюсь провести тебя безопасным путем. Мы будем все объезжать»,- сказал я ей))). Мне это почему-то сразу напомнило фразу Рагимова: «Сергей Энверович, а вы бочки объезжать умеете? – Ну, это как повезет». В общем нам повезло. Увлекшись объезжанием валов, я как-то уехал слишком вправо. Там была гладкая вода, а так как я постоянно оборачивался назад, то заметил, что лечу в бочку (точнее бочарх) только когда был уже на урезе воды. Благо нос был на струю. Крикнув Ольге «Выходи на струю», сиганул в край бочки, где меня моментально положило и промыло. Ольга прошла вторую ступень без особых приключений. Ну, если не считать двух килей, а это для каякера обычное дело. На рафте не обошлось без приключений. Как ни старался главный кормчий на распашных веслах (Костик 1) угрести от вала, это ему не удалось. Окатило их с ног до головы, но обошлось без киля. Катамаран следовал за рафтом и каким то чудом (а точнее благодаря мастерской и слаженной работе экипажа))) не перевернулся. В общем, неизгладимые впечатления получили все без исключения. Ну, как говориться Шабаш он и есть Шабаш.

Кадринская труба
В ней есть одно прикольное место. Это там где от двух берегов отражаются две струи воды и в центре они образуют сбойку, только она не вспучивается поганкой, а проваливается этаким желобом. Туда то я и заехал (убедительная просьба не повторять!!!) в поисках острых ощущений. Видимо Шабаш меня не пронял. Из рассказов очевидцев выглядело так.… Плыл, плыл, потом пропал и метров через 30 опять плывет как ни в чем, ни бывало. Как говориться, за что девушки любят каякеров? А за то, что уверенно встает.

Кажется, это место называется Мешок. Сергей Энверович обещал там две немаленькие воронки: справа и слева. Я от них отгребалась, а вот Сашке не давали покоя рассказы о катании в воронке, потому он к ним стремился. Однако с наплыва Мешок не разгадал и не успел сигануть вовремя в поджидавшие хоть кого-нибудь воронки.

Родео вал))) или, наконец, то покатушки
И вот за очередным поворотом мы видим «тот самый» родео вал. Три года назад по большей воде мне удавалось даже на «Бланте» серфить там бортом не промываясь. Решаем вставать здесь. Только есть одна небольшая проблемка. Стоянка на противоположном берегу чуть выше. Я сажусь на рафт в качестве загребной силы. Подбадривая себя криками типа «Оп-Оп» весело и непринужденно мы выходим на траверс. В итоге, потеряв по высоте чуть больше 100 метров, нам удалось зачалиться. Теперь начиналась новая игра: бурлаки на Катуни. Впряглись. В основном тащили рафт мы с Костиком 1. Попеременно. Сначала он, потом я. Наши товарищи всячески пытались нам помочь, то и дело, повисая на веревке. От чего я иногда терял равновесие и падал. Но делали они это от чистого сердца, что было приятно)))
Вал в результате оказался по нашей воде не очень. Короче промывной. На следующий день решили не задерживаться и сразу идти до петроглифов. Тем более что ожидается полное солнечное затмение.

Вал к тому же был без перезахода :( А на следующий день вода изменилась, и вал стал куда как приятней. Ребята катнулись на скорую руку и мы поплыли вниз.

Нудистские пляжи или тантрический секс на Катуни
В районе турбазы расположенной на левом берегу, где изголодавшиеся туристы обычно пополняют запасы продовольствия (пиво, водку, виски и т.п., на любой вкус), было необычайно людно. Точнее сказать, просто яблоку негде упасть. Причалив с Ромой к берегу в районе магазинчика, я отправился на разведку. Пиво было только в разлив, а очередь была уж слишком большой. Прикинув, что простоять можно около часа, я решил, что мы обойдемся и без дополнительной дозаправки. На пляже нам пришлось немного по позировать сбежавшимся фотографам. Дикие люди каякеров не видели. Отчалив, мы принялись догонять ушедших вперед товарищей. Зрение у меня не очень, хоть и четыре глаза. Поэтому все самое интересное я пропустил пока высматривал вальчики на которых можно было покататься и траверсил в поисках воды Катуни. Нужно было смотреть не на воду, а по берегам. Там загорали люди в белых купальниках (как казалось мне). Только это были не купальники, а сплошное их отсутствие. В общем, кругом были нудисты и нудистки. Ну да ладно, зато покатался.

Петроглифы, солнечное затмение или о вреде бриться в походе
В обед мы уже были на петроглифах. Зачалились и пошли смотреть наскальные рисунки. К нам присоединились две девушки с весьма аппетитными формами, из стоящего неподалеку лагеря. Девушки сказали, что они из Екатеринбурга. Одеты они были в купальники. «А вы нам покажите «петроглифы»?» - спросили они. «Конечно»,- ответили мы. Они же не знали что мы каякеры. А все каякеры… только не подумайте чего плохого,… я просто хотел сказать, что все каякеры морально устойчивые люди. Русо туристо облико морале. Поэтому, побродив немного у петроглифов, они увидели, что мы не проявляем к ним пламенного интереса и удалились к себе в лагерь.
Поставив лагерь в сосновой роще, мы усиленно начали готовиться к просмотру солнечного затмения. Костик 2 запасся в Москве затемненными пластинками и теперь обеспечил всех ими. Через пивную бутылку затмение было плохо видно, поэтому я тоже получил свой кусочек пластинки. Валера коптил на костре, какой то светофильтр, чтобы можно было фотографировать. Рагимов установил на берегу установку чем-то смахивающую на станковый пулемет. И вот оно началось. На солнце справа на лево начала заползать луна. Одновременно с этим по небу предательски поползли тучки. Затмение нам в итоге не смотря ни на что (это по поводу тех, кто бреется в походе) нам посмотреть удалось, правда картинка могла быть и получше. Ну, ничего следующее полное солнечное затмение через 300 лет.

Ночные посиделки или традиции надо соблюдать
Решив попугать дождь, мы натянули тент. Практически уничтожив запасы алкоголя, народ слишком рано разбрелся по палаткам. Костик лег под тентом, а я остался у костра. «Повтыкав» то на костер, то на звездное небо, я уже отправился в палатку, но тут начался реденький дождик. Пройдя по лагерю и собрав все, что могло намокнуть, под тент я пошел спать. Но по дороге встретил Рому и Валеру. Они растягивали тент над Валериной палаткой. Мы еще раз все вместе обошли лагерь и сели у костра. Попугали Костика 1. Он думал, что по лагерю бродят чужие и страшным голосом закричал на нас: «Это кто здесь ходит?».
Чу-у. Шаги в темноте. Кто там бродит. Ночным бродягой оказалась Света (инструктор с ката). Посмеявшись о том, что традиции нужно соблюдать мы разошлись по палаткам.

О питании или худейте с Агентством Венгрова
Если кто-то хочет похудеть, в походе путешествуя с Агентством Венгрова, то ему придется проявить недюжинную силу воли. Такого обжорства в походе я не припомню. Ну, исключая предыдущие разы, когда я тоже ходил с Рагимовым. В общем, чувствуешь себя домовенком Кузей: ел не досыта, спал без просы…, недосыпал, в общем. Кстати по поводу сна. Кто рано встает тому бог подает кашку и супчик оставшиеся с ужина. Лишний стимул встать пораньше.

Оговорки по Фрейду
В один из дней проплывая мимо очередной скалы, я спросил у Ольги:
- Оля, а что тебе напоминает та скала?
- Ж..пу.
-???? А мне кофейное зерно. Давай у Сани спросим?
- Саня, а что тебе напоминает та скала?
- Кофейное зерно.
- Это что, мне одной она ж..пу напоминает???- с сомнением заметила Ольга.

Втык-Вдыль-Впень 1 и 2
Есть одна красивая легенда про девушку Катунь и юношу Тык-Дыль-Пеня. Если кому интересно обращайтесь к Рагимову. Он добрый, он расскажет.
В этом пороге образуются ужасные воронки, отрывающие по слухам дно рафта, а каяки просто засасывают целиком. Ольга пересаживается на рафт. Даже Рагимов не стал возражать. Воронки действительно большие. А после того, что нам сказали гиды впереди шедшего рафта, о том, что пару дней назад здесь каякер утонул. Заходить кататься в них как-то совсем не хочется. Мы же не враги своему здоровью. Прошли порог без особых приключений, в воронки попадали, но все обошлось.

Плейспот или о пользе трезвого образа жизни
Костик 1 дает указания чалка на левый берег. Прямо, напротив, под правым берегом отличный катальный вальчик с перезаходом. Пока ставим лагерь, Сергей с Саней отправляются на разведку. Вернулись в отличном настроении. Глаза горят. Сразу видно родео-каякеры нашли плейспот. Оказывается чуть ниже есть еще более клевый вал-бочка с перезаходом. Там стоит вся местная каякерская тусовка. Туда же пришла группа из Питера. Решаем делать дневку и кататься до упаду.
Утром сразу после завтрака отправляемся на вал. Саня переживал, что будет много народу, но наши собратья по веслу вчера слегка «устали» и на воду первые из них выползли только часам к двум. Вал действительно очень хороший. Даже мне на Мамбе удалось пару раз скрутить хороший спин и что-то напоминающее пируэт. Что там вытворяли ребята это отдельный рассказ, а точнее будет ролик, где вы сами все увидите. Я немного поучил Свету (экстремалку) вставать «рычагом» на каяке. Думаю, если бы лодка была по легче, то она могла бы вставать уже без моей помощи. В обед сбегал на горку вдоль ручья полюбоваться окрестными пейзажами. В общем, накатались до упаду. И даже отсутствие, каких либо допингов не смогло омрачить вечер. Завтра ранний подъем, так как нам нужно дойти до Чемала. Там нас покинет Лиля. Ей нужно вернуться в Москву раньше.

Да, Вал действительно суперский!!! Эх, там бы дня три постоять...

«Дятел» - подумал Штирлиц, «Сам ты дятел» - подумал Борман
Ранее утро. Ничто не предвещало беды. Тишина. Только птички поют и водичка шумит.
Вдруг слышно как падают лодки и нечеловеческий крик Костика 1: «Ах, ты!!! Пошел вон отсюда!!!». Тут же затрещали молнии открываемых палаток. Друзья спешили на помощь.
Правда, ее не потребовалось. Мы то думали, что нехорошие люди задумали оставить нас без самого дорогого. Без лодок. Оказалось все гораздо прозаичнее.
Костик спал под тентом, уютно положив голову на мягкий корень дерева. Утром прилетел дятел и стал долбать по дереву в поисках личинок короеда. К этому дереву еще как назло были прислонены лодки. В голове Костика и в лодках, как в резонаторе, отдавался стук дятла. Ну, в общем, ему это надоело, и он решил его спугнуть. Что из этого вышло вы уже знаете.

Ага, я утром услышала, как кто-то переместил мою лодку. Ну, думаю, ребята встали и что-то там делают. И тут вопль Костика. Естессно мы с Сашкой вылезли.

Отъезд Лили или Коля я хочу на рафт
На сегодня особых препятствий быть не должно. Исключение Чемальские ворота. Мы с Ольгой идем в тандеме, так как после удачного прохождения Шабаша она решила, что за мной плавать безопасно. Ну, вот впереди очередное скальное сужение. С верху с мостика нам машут люди, я машу в ответ. А что же там впереди. Видны валы, падение и похоже воронки. Точно, так и оказалось в конце две здоровенные воронки. Мы с Ольгой друг за другом просачиваемся между ними. После прохождения Ольга говорит мне: «Коля, где эти ужасные ворота, я хочу на рафт». «По моему это вон там»,- говорю я показывая назад. Как говориться глаза бояться, а руки делают.

Ну, там вроде валов-то особенно не было. Были только эти воронки. Осложнялось все шквальным ветром, который буквально вырывал весло из рук. Какое грести? Тут бы весло удержать.
И вот он – последний порог с настоящей качественной воронкой! А Сашка так ни в одной и не покатался. Воронки как живые существа, питающиеся нашим страхом. Я плыву и вокруг меня, их просто кучи: от справа, то слева. А Сашка идет их ищет и прям видно, что только он со слива вниз, как вода становится абсолютно гладкой!
Но тут ему подфартило! В самом начале ворот качественная воронка с размахом метра 2 потащила его за корму на гигантский сквирт!!!

Вот и Чемал. Здесь мы прощаемся с Лилей. Посадив ее на автобус до Барнаула, идем закупаться «продуктами». Рагимов берет две «белых», а я полтора ящика пива. Рома закупает хлеб. Кстати очень вкусный. Впрочем, как и все остальное.
«Девушка, вы что будете? Пиво, водка, виски, ликер? – Ой, прям даже не знаю, все такое вкусненькое»...

Вовремя остановиться или хорошо, что вторую не начали
Встали на левом берегу. Правый берег весь забор, и забор поделен на турбазы. Напротив, в улове тренируется каякер и катамаран двушка. Чуть позже ребята перечалились. Они оказались гидами на местной базе. Катают туристов на рафтах. Увидев на них знакомое снаряжение с надписью «Агентство Венгрова», Сергей Энверович заметно оживился, но природная скромность не позволила ему открыть свою личность. Нам же скромность не мешала, поэтому мы представили Рагимова ребятам. Ребята тоже оказались скромными, поэтому, отказавшись от предложенных напитков, удалились. Мы же продолжили череду тостов: за компанию, за здоровье, за любовь на Катуни и т.д. Почив первую, осталось смутное чувство какой то незавершенности. Но Рагимов твердо сказал, что на сегодня хватит и мы с ним согласились. Несмотря на неоднократно подтвержденный, на собственном примере жизненный опыт, что градус понижать нельзя, мы принялись за пиво.

Утро добрым не бывает (по определению)
Не знаю как остальные, но мне утром тяжко было. Правда после нескольких килей мне полегчало, и я стал активно кататься, где была возможность. Вот и финальная часть нашего маршрута Манжерок. Там находиться плейспот с загадочным названием «капитанская бочка». Сразу стало грустно. Неужели приключения заканчиваются. Завтра Барнаул, а после завтра шумная Москва.
На вечер запланирован праздничный ужин. В меню хиты похода: борщ, гречка с тушенкой и тушеная капуста, салат из остатков овощей и различные сладости.
Поздно вечером приехал автобус. Завтра отъезд рано утром.

А мы покатались на Капитанской бочке. Здорово конечно, но мало. Да и перезаход тут, мягко говоря, не всегда есть (а заносить немало).

Достав вечером свой билет на самолет, я с удивлением обнаружил, что в отличие от всех остальных, я улетаю вечером в 20-36. У меня будет еще день. Ну и я как бы невзначай напросился поехать в Новосибирск с Костиком и Светой.

Эль-Патио или о пользе здорового питания
До Барнаула добрались без особых проблем. По дороге в Манжероке закупились сувенирами. Кстати там есть «ларек» со снарягой. Как раз успели до закрытия багажного отделения сдать лодки на поезд. Набили их снарягой и в результате 4 лодки потянули на 95 кг))). Отметить окончание нашего родео-тура решили все в том же ресторане Эль-Патио. Супчик, паста и Сибирская Корона были бы сейчас как нельзя кстати. Заказав пенного напитка, мы предались обсуждению грядущих планов. А именно планируется поездка в Непал в апреле-мае следующего года. Время за столом пролетело незаметно, вот уже за нами приехали. Я оставил своих московских друзей и отправился в Новосибирск. Кстати, отдельное спасибо Лиле за «сувениры». Оказались как нельзя кстати))).

Новосибирск – столица Сибири
Новосибирск большой город и молодой. Чуть больше 100 лет. Центр города, как и в Барнауле, состоит в основном из учебных заведений. Есть много уникальных по своей архитектуре зданий. Например, оперный театр с цельным куполом без внутренних перекрытий. Есть здесь и метро: 2 ветки пересекаются между собой. Город расположен по двум берегам. Видно, что город строится. Еще обращает на себя внимание огромное количество праворуких японских машин (70-80%). Пройдя через весь центр пешком, и вернувшись на метро, я простился со своими друзьями и на такси покатил в Барнаул. Мои попутчицы (свекровь и невестка) всю дорогу перебранивались между собой в лучших традициях анекдотов про отношения невестки и свекрови. Поэтому дорога прошла незаметно.
Но вот и аэропорт. Грустно расставаться с Алтаем. Чем чаще здесь бываешь, тем больше хочется снова и снова сюда возвращаться. Уверен, это не последнее мое свидание с Алтаем. Бросив взгляд с трапа самолета на окружающий умиротворяющий пейзаж, я поднялся на борт самолета. И вот мы уже летим навстречу заходящему солнцу. Москва встречает прохладой. За бортом 14 градусов.