МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ

 

ОТЧЕТ

 

О водном путешествии третьей категории сложности,

совершенном группой туристов города Зеленограда в

период с 24 июля по 08 августа 2000 года по Мурман-

ской области по маршруту:

г. Москва - г. Кандалакша - р.Кутсайоки - р.Тумча -

- оз. Тумчаозеро - п. Зареченск - г. Кандалакша -

- г. Москва

 

Номер маршрутной книжки: 1/4-330

Руководитель группы: Милевский Л.В.

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия МГЦТК рассмотрела отчет и

считает, что путешествие соответствует ____________ категории

сложности. Путешествие может быть зачтено всем участникам

похода и руководителю. Отчет использовать в библиотеке МГЦТК.

 

 

 

2000 год.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е О Т Ч Е Т А

 

 

1. Справочные сведения____________________________________3

1.1 Паспорт маршрута___________________________________3

1.2 Определяющие препятствия маршрута__________________4

1.3 Состав группы______________________________________9

 

2. Общая идея похода______________________________________9

 

3. Варианты подъезда и отъезда___________________________10

 

4. Аварийные выходы с маршрута___________________________10

 

5. График движения_______________________________________11

 

6. Техническое описание прохождения группой маршрута_____11

 

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления)

на маршруте___________________________________________49

 

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических

объектов (занятий) на маршруте________________________49

 

9. Дополнительные сведения о походе______________________51

9.1 Состав группового снаряжения______________________51

9.2 Ремнабор и инструмент_____________________________51

9.3 Состав личного снаряжения_________________________52

9.4 Погодные условия__________________________________52

9.5 Смета расходов на поход (на одного человека)______52

9.6 Раскладка продуктов_______________________________53

 

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута__55

 

11. Карта маршрута________________________________________57

 

13. Фотографии____________________________________________57

 

14. Список использованной литературы______________________58

 

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

1.1 Паспорт маршрута

 

Вид туризма__________________________________________водный

 

Категория сложности__________________________________третья

 

Район путешествия________________________Мурманская область

 

Нитка маршрута:

 

г.Кандалакша - г.Аллакурти - р.Кутсайоки (начало сплава) -

 

- р.Тумча - оз. Тумчаозеро - п. Зареченск - г.Кандалакша

 

Протяженность сплава_________________________________112 км

 

Общая продолжительность похода______________________14 дней

 

Продолжительность активной части маршрута____________9 дней

 

Количество участников____________________________10 человек

 

Средства сплава:два каяка, два катамарана двойки и четверка

 

Время путешествия_____________________июль-август 2000 года

 

Уровень воды: река Кутсайоки__________________выше среднего

 

река Тумча______________________выше среднего

 

Адрес хранения отчета:ул. Большая Коммунистическая,дом 17,

библиотека МГЦТК.

 

1.2 Определяющие препятствия маршрута.

 

 

Вид препят-ствия

 

Сложность

Длина препят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Порог Короткий фото 3-7

 

Сложный

 

250м

Порог можно разде-лить на две части. Первая(40м) - много- ступенчатый (4м вы- сотой) слив в скаль- ном сужении реки с бочкой в самом узком месте. Вторая-после- довательный двух- ступенчатый слив высотой по 2м каж-дый. Между ступенями спокойная шивера.

Осмотр с обоих бе-регов,обнос справа. Обе ступени прохо- дили по основной струе.Первую-ближе к левому, вторую к правому берегам. Страховка с правого берега.

порог Прыжок фото 14-17

 

Сложный

 

100 м

Несложная шивера с крутым сливом(2м) на камни и мощной бочкой. Опасен для судов. Сложный заход на слив и очень узкий проход между камней ближе к ле- вому берегу.

Осмотр справа.Заход под левым берегом. Сначала прошла чет- верка с заменой де- вушек. Затем двойки. Каяки обнесли из-за большой вероятности их заклинивания в сливе. Страховка справа.

Порог Щечки фото 18

 

Средняя

 

200 м

Шивера с множеством камней в скальном сужении реки со сливом (2м) в самом узком месте на вы- ходе.

Осмотр справа.Про- ходили по основной струе с лавировкой между камней с за- ходами в улова.

Порог Кавказ- кий

Фото 20

 

Сложный

 

300 м

Шивера с сильным течением, валами, сливами и большими камнями в русле. В конце гряда камней на сильном течении.

Осмотр справа.Проход по главной струе с тяжелой лавировкой между камней. Гряду проходили у левого берега на отрица- тельной скорости. О чистом прохождении не может быть и речи, а в малую воду обнос.

Вид препят-ствия

 

Сложность

Длина препят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

порог Горка фото 21

 

Сложный

 

200 м

Первая часть порога два слива(3 и 2м) с выбросом на камни. вторая часть мелкая шивера с множест- вом камней в русле.

Находится через 50м плеса после Кавказ- кого. Проходили по основной струе с прострелом бочек. После сливов стра- ховка спасконцом. На выходе понадоби- лась проводка мелей. Вещи обнесли.

Порог Сомни- тель- ный фото 23-24

 

Сложный

 

100м

Состоит из трех сливов (2,2,1м) на S-образном повороте реки.Сложным являет- ся заход во второй слив,после которого возможен навал на камни. Между вторым и третьим сливом есть улово, которое облегчает страховку. Третий слив не сложен.

В первый слив захо- дили ближе к левому берегу, второй по центру.В улово не заходили,а шли сразу в третий слив. Каяк обнос.Страховка пос- сле втрого слива. Осмотр слева. Вещи обнесли.

порог Муравей фото 26-27

 

Средняя

 

50 м

Узкий многоступен- чатый слив в скаль-ном сужении реки с четкой основной струей. Все зависит от правильного за- хода на первый слив.

Осмотр справа. На первый слив заходили ближе к левому бере- гу.Далее по основной струе с прострелом бочек.Каяк на входе заклинило. Вытащили на берег, но нос сломался и пришлось его обнести.

Порог БСТ

Фото

31-33

 

Средняя

 

200 м

Шивера с множеством подводных и надвод- ных камней в широком русле. На входе река делится на две про- токи.Правая непрохо- дима, а левая делает петлю и под 90° впа- дает в правую, обра- зуя сбойку, которая наваливается на ка-

Осмотр справа.Сбойку струй проходили с телемарком,перед ва- луном разворачивали катамараны на 180° и уходили от него бли-же к центру. Затем разворачивались впе-ред. Каяк прошел по-рог по центру с раз-нообразной лавиров-

Вид препят-ствия

 

Сложность

Длина препят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Порог БСТ

Фото

31-33

 

Средняя

 

200 м

мень. Далее основная струя идет по левому берегу образуя между камнями несколько полуметровых сливов. После последнего из них на приличной скорости струя нава- ливается на валун.

кой между камней. Страховка с правого берега у сбойки, с левого у валуна.

Водопад Оба-на фото 35

 

Трудный

 

30м

Водопадный слив высотой 10м.

Осмотр справа.Обнос всеми судами.

Водопад Маманя фото 36

Очень трудный

 

100м

Сложный водопадный слив высотой 20м.

Осмотр слева,сверху, снизу,спереди.Обнос всеми судами.

порог Тесный фото 40-42

 

Средняя

 

100 м

Шивера с большими валунами в русле и бочками после сли- вов между ними.Про- ход очень узкий. На входе и на выходе русло реки разделя-ется на две протоки со сливами(0.5,1м), бочками между валу-нами и берегом. На входе проходима только правая, на выходе обе. Но если в левую попасть легко, то в правую нужно заходить с телемарком.

 

Осмотр справа. Четверка и двойка прошли правой прото- кой, а другая двойка и каяк левой. Стра- ховка справа после последнего слива.

порог Ступень- ка фото43

 

Средняя

 

300 м

Шивера на левом по- вороте реки. Русло представляет собой хаотически разбро- санные камни. В на- чале всю ширину ре- ки пересекает двух-метровый слив, за ним встречаются небольшие валы и

Осмотр справа.Вещи обнесли.Слив прохо- дили у левого бере- га.Далее шли пример- но по центру.Стра- ховка ниже слива.

Вид препят-ствия

 

Сложность

Длина препят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

порог Ступень- ка фото43

 

Ступенька

 

300м

бочки. При прохож- дении требует посто-янного внимания. В малую воду возможно потребуется обнос слива и проводка.

 

Порог Малый Каньон-ный

 

Легкий

 

400м

Стремнина с валами и хаотическим волне- нием в скальном су- жении реки. На выхо- де много подводных камней.

Проходили без осмот- ра по основной струе по центру. На выходе шли ближе к правому берегу.

Порог Водопад- ный

Фото

47-52

 

Сложный

 

300м

Можно разделить на две части, которые разделены между со- бой небольшим озер- цом. Первая часть включает в себя раз- гонную шиверу со сливами до одного метра, мощный слив(4м) и за сливом проседающую бочку. Вторая несколько последовательных сливом общим паде- нием около 4м.

Осмотр справа. Вещи обнесли. Разгонную шиверу проходили по центру, слив по тем- ному языку, проседа- ющую бочку обходили справа. Страховка перед и за проседа- ющей бочкой. Следую-щий слив проходили по центру, остальные ближе к левому бере- гу. Страховку этого участка осуществляли катамараном с воды.

 

Порог Карниз фото 54-55

 

Средняя

 

 

 

500 м

Русло реки разделе- но на две протоки каменным островом. Левая узкая с полу- тораметровым сливом, правая,основная, с пологим сливом и мощной шиверой с хаотически разбро- санными камнями. После того как они опять сливаются, расположен еще один метровый слив,далее сильная стремнина в сужении реки с метровыми валами.

Осмотр с обоих бере- гов. Проходили по правой протоке.Заход на пологий слив протоки осуществля-ли ближе к острову. Страховали четверку с берега, затем ее поставили на шивере в улове за камнем страховать осталь- ных. На выходе из порога каяк страхо-вала двойка.

Вид препят-ствия

 

Сложность

Длина препят-ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

порог Шляпа фото 56-59

 

Средняя

 

100 м

Река разделяется большим островом на две протоки. Одна узкая, прямая с мет- ровым сливом. Другую основную, после пер- вого пологого слива, перегораживает узкий каменный мыс на всю ширину, и образуется С-образная протока с мощным прижимом и поганками на левом повороте. За мысом также пологий слив с бочкой.

Осмотр обеих проток с острова. Все суда проходили основной протокой. Страховку выставляли на мысе. Катамараны прошли легко, только каяк работал в полную силу, борясь с поганками. Порог, наверное, усложнится при меньшем уровне воды, потому что у мыса исчезнет силь- ный отбойный вал, который исключает удар о камни мыса.

 

1.3 Состав группы.

 

Фамилия, Имя отчество

Год рожд.

Максимальный туристский опыт

Обязанности в группе, судно

 

Адрес, телефон

Милевский Леонид Вадимович

1972

р. Иоканга - р. Поной - 4р

Руководитель каяк

141540 МО Солнечногорский р-н пос. Локомотивный д.7 кв.29

Милевский Евгений Вадимович

1975

р. Иоканга - р. Поной - 4у р.Б.Зеленчук- 3(4)р

Завхоз

Каяк

141540 МО Солнечногорский р-н пос. Локомотивный д.7 кв.29

Юданов Василий Владимирович

1982

р.Уруп - 3у

Фотограф

катамаран-2

г. Зеленоград

Общежитие МИЭТ

Корп. 05 ком.536

Иванов Александр Викторович

1975

р.Уруп - 3у

Участник

катамаран-2

г. Москва

ул.Флотская д.18 кв.66 тел.457-98-53

Узлова Светлана Генадьевна

1980

Р. Охта - 3у

Медсестра катамаран-4

г. Зеленоград корп.445 кв.100 тел.530-29-62

Гундиенков Андрей Владимирович

1979

р. Иоканга - р.Поной - 4у

Участник катамаран-4

г. Зеленоград

корп.1004 кв.140

тел. 534-42-10

Солдатов

Алексей Владимирович

1980

р.Пшехашка -р.Пшеха-2(3)у

Фотограф

катамаран-4

г. Долгопрудный общежитие МФТИ

Черноусов Евгений Валентинович

1977

р. Б.Зеленчук 3(4)у

Участник катамаран-2

г. Москва ул.Салтыковская д.115 корп.1 кв.48 тел.701-26-64

Шестаков Денис Андреевич

1979

Р. Кураган-4у

Участник

катамаран-2

г.Зеленоград корп.1118 кв.40

тел.530-25-06

Бондарева Зоя

Игоревна

1979

р. Охта - 3у

Участник

катамаран-4

г.Зеленоград

корп.1012 кв.47

тел.532-36-12

 

2.ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

 

Планы на лето у нас были большие, но из-за финансовых труд-

ностей и проблемы с отпусками пришлось от них отказаться и вос-

пользоваться запасным вариантом. Главной целью данного похода

закладывалось повышение сложности маршрута и нашей квалификации.

Запасной вариант, маршрут по реке Кутсайоки, как нам казалось,

при уменьшении продолжительности по времени и вследствие этого

почти отсутствия проблем с тактикой, все-таки давал нам возмож-

ность пройти сложные препятствия и повысить свою квалификацию в

прохождении локальных препятствий. Кроме этого каждый из нас по-

сещал новый для себя район, а два красивых водопада,наверное, еще

более усилят впечатления от похода. К тому же маршрут по реке

Кутсайоки посетило уже очень много туристов и нелишне лично по-

лучить информацию по этой речке для будущих разговоров и споров.

 

3.ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА.

 

3.1 Заброска.

От города Кандалакша до реки можно проехать только на ав-

тотранспорте, который может проехать по лесной дороге и взять не-

большие броды. Машину лучше арендовать сразу от вокзала до места,

а если есть возможность,то заказать в Москве по телефону. Мы пос-

читали, что маршрут известный и с транспортом при наличии денег у

нас проблем не будет. Автобус мы взяли, но считаем, что нам с ним

повезло, он встречал другую группу и наверное, просто ошибся с

числом, хотя может быть группа и не приехала. До него наши попыт-

ки поймать машину на дороге успеха не имели, а на ближайшей авто-

базе машину заказать можно только заранее. Так же не советуем

ехать через Аллакурти. Когда мы проезжали по нему, то подходящих

машин не видели.

 

3.2 Снятие с маршрута.

 

Сняться с маршрута не трудно. Достаточно вылезти на берег в

любом месте в районе города Зареченск и к Вам обязательно подой-

дут частники. Все сидящие люди на берегу, когда мы подошли к при-

чалу, были только они. Такса у них постоянная и торговаться с ни-

ми у нас не получилось. Кроме частников здесь надеяться не на

кого, потому что они ревностно охраняют свой заработок. Стоимость

заброски и снятия с маршрута у нас получилась одинаковая. Правда

цены нормальные, такая поездка в Москве стоит гораздо больше.

 

4.АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА.

 

Сняться с маршрута на реке можно в п.Вуориярви от лесовозного

моста по дороге(1,5 часа пешком). На озере курирует, как правило,

каждый день катер, а на порог Водопадный, пока мы там были,вече-

ром и утром вертолет Рослесохраны, который привозил и забирал под

порог на рыбалке финов. Его стоянка находилась в полкилометре ни-

же по течению прямо на поляне левого берега. Конечно, как часто

он туда прилетает трудно сказать, но такой вариант все-таки воз-

можен.

 

5.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

 

День похо-да

 

Дата

 

Участок маршрута

Рас-стоя-ние,

км

Чистое ходо-вое время,ч

 

Определяющие препятствия

Способ передви-жения

1-3

24.08-26.08

г.Москва -г.Кандалакша

     

Ж/д

Поезд №112

3

26.08

г.Кандалакша-Чертов мост

 

6.5

 

Автобус

4

27.08

Чертов мост -порог Горка

10

6.5

Пороги Короткий прыжок,Щечки,

Кавказкий,Горка

 

Водный

5

28.08

Порог Горка - порог Тесный

 

8

 

6

Пороги Сомнительный,

Муравейный,БСТ,Оба-на,Маманя

 

Водный

6

29.08

Порог Тесный- порог Ступенька

15

5

Пороги Тесный, Ступенька

 

Водный

7

30.08

Пор.Ступенька-пор.Водопадный

17

6

Пороги Малый каньонный, Водопадный

 

Водный

8

01.08

Пор.Водопадный-оз.Тумчаозеро

20

6.5

Пороги Карниз, Шляпа

Водный

9

02.08

Оз. Тумчаозеро

16

7

Сильный встречный ветер

Водный

 

10

03.08

Дневка

0

0

   

11

04.08

Оз.Тумчаозеро-оз.Сушозеро

20

8

 

Водный

12

05.08

Оз.Сушозеро- п.Зареченск- г.Кандалакша

 

6

 

1.5

 

Водный легковые машины

13-14

05.08-07.08

г.Кандалакша-г.Москва

     

ж/д

поезд №111

 

6.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА.

 

3 День.

 

Поезд N 112 Москва Мурманск прибыл в город Кандалакша по рас-

писанию в 7-43. Солнечная теплая погода настроила нас на оптимис-

тичный лад. А ведь вчера, когда ехали в поезде по Карелии, был

сильный ливень и казалось, что тоже самое ждет и нас. Тут же дали

о себе знать комары и мошкара, но оказалось, что вовремя. На де-

сять человек у нас был всего один пузырек репелента. Ничего не

оставалось, как дождаться открытия магазинов и купить его. В Кан-

далакше все промтоварные магазины около вокзала начинают работать

с 11-00. Пока ждали их открытия, нашли транспорт(фото1), который

согласился отвезти нас до Чертова моста за две тысячи рублей.

Также получили каяки из багажного отделения. Когда планировали

поход думали, что оно откроется не раньше десяти и придется

ждать. А на самом деле оказалось, что в десять здесь уже закрыва-

ются и работают с 17-00 всю ночь.

В Москве транспортом заблаговременно решили не заниматься,

так как маршрут в последнее время очень известен и популярен, и

вряд ли возникнут с ним проблемы. Но уже на месте мы поняли, что

транспорт лучше заказать в Москве. Нам повезло с машиной потому,

что одна из групп не прибыла в назначенное время и для водителя

мы были просто хорошей заменой. До этого мы пытались поймать по-

путку, заказать машину на автобазе, но ничего не получалось.

Можно было уехать только на следующий день.

В полдень отъехали от вокзала. Сначала заехали к водителю

домой за его паспортом. Местным при въезде в приграничный район

он тоже нужен.До КПП мы доехали за полтора часа. Природа отдален-

но напомнила нам Кольский полуостров. Те же остроконечные ели,

корявые березы, только размером в три раза больше, голые вершины

холмов, правда часто попадаются небольшие участки сосны. То есть

действительно это район не только административная граница Каре-

лии и Мурманской области, но и природная. На КПП после проверки

документов солдат сказал, что руководителю надо пройти инструктаж

в погранчасти. У нас были конечно мысли его проигнорировать, но

пограничник записал все наши паспортные данные, да и может вдруг

здесь что-нибудь случилось, а в этом случае могут возникнуть неп-

редвиденные проблемы. Пока нашли часть и подождали майора-инс-

труктора прошло не меньше двух часов. В самом Аллакурти подходя-

щих машин для заброски не видели, наверное, все-таки машину лучше

брать в Кандалакше.

После минутного инструктажа поехали дальше. Вскоре асфальт

сменился на ровный гравий, не смотря на который, машины здесь ез-

дят не медленнее чем везде. Через полчаса наш автобус свернул

вообще на лесную ухабистую дорогу, по ней теперь, как ни старай-

ся, ехать можно было не более 30км/ч. Через четыре часа тряски,

которые удавалось коротать только виртуальным сбором грибов, рас-

тущих вдоль дороги, мы встали на твердую землю. Очень устали, но

после ужина у всех, глядя на реку, появилось желание скорей соб-

рать суда и завтра с утра начать сплав. Этому способствовали

наверное удобное место для сборки катамаранов (фото 2) рядом с

дорогой и то, что в двенадцать вечера было еще очень светло. Из

опыта предыдущих походов в условиях белых ночей сразу решили

сместить наш световой день ближе к ночи. Вставали в 11-00 , де-

журные в десять, выходили в 13-00, обед в 17-00, приставали около

девяти вечера. Отбой около 2-х ночи. Это позволяло нормально за-

сыпать в сумерках, так как привыкли в домашних условиях. С мате-

риалом для постройки рам здесь проблемы нет. Размеры поляны поз-

воляли с комфортом собирать все суда сразу. К концу дня они были

собраны. Отбой в два часа ночи.

4 День.

 

Дежурные встали в 10-00 и пошли купаться. Солнце парит, жара

градусов 25°С. Своим криком и плесканием разбудили остальных, ко-

торые тоже последовали их примеру. Пока готовился завтрак, почти

все вещи были собраны и когда дежурные не успели собрать свои,по-

жалели о своих ранних проделках. Вышли около часа дня.

До первого порога "каньон Короткий" за полчаса прошли два пе-

реката и один порожек без просмотра. Каньон Короткий решили про-

ходить сначала на двойках без вещей. Разгрузили одну двойку и на

страховке посмотрели, что при прохождении она ничего не задела и

следующие суда могут проходить с вещами. Сначала прошла четверка

затем каяки и другая двойка.(фото 3-7) Страховали после первого

сужения и в конце порога после сливов.

На реке Кутсайоки большую эффективность имеет страховка с бе-

рега. Почти все сложные сливы порогов можно подстраховать спас-

концом. Мы пользовались спасконцом три раза и всегда удавалось

перекинуть его на противоположный берег. Страховка с воды тоже

довольно проста из-за наличия хорошо просматривающихся с воды

уловов. Мы постоянно страховали с берега только первое судно, а

дальше в зависимости от ситуации. Страховали только с воды или с

воды и спасконцом, а несколько порогов страховали только спаскон-

цами.

После каньона Короткий небольшой разлив совершенно без тече-

ния, из него река выходит вправо перекатом, переходящим в порог

Каменистый на S-образном повороте и с островом на входе и полто-

раметровым падением на выходе (фото 8-10). Чистый проход на входе

по правой протоке, далее по основной струе. Довольно мелкий и

представляет опасность для судов. Желателен просмотр выхода. Че-

рез несколько перекатов подходим к порогу Островной. Небольшая

шивера разделена на две протоки валуном, слева от него узкий

слив, справа С-образная стремнина с прижимами сначала к камню,

затем к берегу. Дальше несложная шивера. Каяки порог проходили по

сливу, катамараны по правой протоке (фото 11-13).

Через несколько поворотов подходим к порогу Прыжок. Несложная

шивера заканчивается мощным двухметровым сливом на камни. Проход

очень узкий и ошибка может принести много неприятностей,

поэтому чтобы уменьшить риск аварии на четверке заменили девушек

на каякеров, а каяки обнесли из-за большой вероятности заклинива-

ния в самом сливе(фото 14). Вещи обнесли под порог. Обнос вещей

 

Фото 1. На этом автобусе мы доехали от вокзала до самой реки.

 

Фото 2. Место стапеля.

 

Фото 3. Первую часть порога Короткий проходит четверка.

 

Фото 4. Первую часть порога Короткий проходит четверка.

 

Фото 5. Четверка проходит вторую часть порога Короткий.

 

Фото 6. Порог Короткий проходит каяк.

 

Фото 7. Порог Короткий проходит двойка.

 

Фото 8. Каяк проходит первую часть порога Каменистый.

 

Фото 9. Каяк проходит вторую часть порога Каменистый.

 

Фото 10. Порог Каменистый проходит двойка.

 

Фото 11. Порог Островной проходит четверка.

 

Фото 12. Порог Островной проходит каяк.

 

Фото 13. Порог Островной проходит второй каяк.

 

Фото 14. Порог Прыжок проходит четверка.

на пороге мы используем потому, что он не занимает много времени

(его уходит гораздо больше на обнос судов), но при этом позволя-

ет легче управлять судном и уменьшает вероятность порезов оболоч-

ки. Правда,на биваках надо тщательнее отнестись к упаковке вещей.

Мы гермики распределили по рюкзакам, и обнос вещей занимал всего

одну ходку, но только после прохождения порога, чтобы не перего-

реть психологически перед прохождением.

При прохождении двойки (фото 15-17) в бочке сломалось сиденье

у одного капитана и его выкинуло с катамарана, правда, двумя мар-

ковками мы вытащили и его и катамаран на правый берег. Капитан

другой двойки после прохождения пожаловался на боль в руке, кото-

рая реально мешала ему грести в полную силу. Посовещавшись, руко-

водитель принял решение, что пороги пока он проходить не будет,

пока не почувствует улучшение. Катамаран в место него по порогам

будет проводить каякер, а на плесах будем идти как всегда.

Пока мы ремонтировали сиденье, то решили приготовить обед на

берегу сразу за порогом и сбегать осмотреть следующий порог Щеч-

ки. При нашем уровне воды после просмотра он проблем не представ-

ляет. После прохождения Щечек (фото 18) сразу подошли к порогам

Кавказский и Горка. Страховку выставили в улове между порогами,

которое их формально разделяет. Сначала прошли до него все суда,

затем выставили страховку в конце порога Горка и закончили про-

хождение. О чистом прохождении последней гряды камней Кавказского

и выходной шиверы не может быть и речи. При прохождении Горки од-

на двойка хорошо рвется и мы останавливаемся на ремонт и ночлег.

При фотографировании мы утопили один из трех фотоаппаратов. Наши

предположения, исходя из опыта предыдущих походов, что один фо-

тоаппарат мы обязательно утопим, подтвердились. Слабым утешением

служило то, что виноват в этом был сам его хозяин. Правда прохож-

дение Кавказского и Горки осталось за кадром и утром руководитель

снял только их общие виды (фото 19-21).

 

5 День.

 

Встали пораньше в 10-00. Собрали вещи и вышли в 12-00, через

полчаса подошли к порогу Сомнительный, на нем мы встретили группу

из Питера. Она целиком состояла из врачей, и мы попросили осмот-

реть нашего больного. Осмотр показал, что проблема довольно не

простая и руку лучше некоторое время вообще освободить от нагру-

зок. Питерцев нам удалось отблагодарить полкило соли, которую

взапас взяли наши рыбаки, а они забыли дома. Теперь и на плесах

мы разгружаем четверку, на нее садим больного, один каяк грузим

на катамаран двойку, а каякер садится на свободное место. При

прохождении порогов наш больной обходит препятствие по берегу, а

теперь лишний каяк обносится. Одному человеку проходить порог на

каяке и катамаране мы посчитали лишним.

Страховку на пороге Сомнительный можно проводить только спас-

 

Фото 15. Порог Прыжок проходит двойка.

 

Фото 16. Порог Прыжок проходит вторая двойка.

 

Фото 17. Порог Прыжок проходит вторая двойка.

 

Фото 18. Четверка проходит порог Щечки.

 

Фото 19. Стоянка под порогом Горка.

 

Фото 20. Порог Горка.

 

Фото 21. Порог Кавказский.

 

 

 

Фото 22. Тропа обноса порога Сомнительный (на дальнем фоне

сам порог).

концами, потому что после второго слива река поворачивает на де-

вяносто градусов и образует сильный прижим к левому берегу, рядом

с которым располагается спокойное улово с пологим скальным бере-

гом. Последний участок проблем не составляет. Вещи мы обнесли по

левому берегу(фото 22). Опасность представляет навал на камни

после второго слива при неправильном заходе. У нас на них, без

последствий из-за высокого уровня воды, залетела четверка(фото 23

-24), двойки прошли нормально(фото 25), каяк обнос из-за возмож-

ности заклинивания.

В конце плеса на левом повороте реки подошли к порогу Мура-

вейный. Порог мощный но не сложный, катамараны прошли без проблем

(фото 26-27). Каяк немного ошибся в заходе, его свалило на другой

бок камня и заклинило в сливе, пришлось проводить спасработы.

Один из страхующих сверху на веревке подошел к каяку вплотную,

помог сначала вылезти самому каякеру, затем вместе с ним вытащили

каяк и на веревке переправили к берегу (фото 28-30). Все это про-

исходило очень быстро и каяк почти не пострадал, только надломил-

ся нос от удара. Затем обратным путем они при помощи веревки сами

выбрались на берег. Ремонт каяка занял десять минут, и мы пошли

дальше.

Два первых дня пороги идут один за другим и их сложность не

позволяет расслабляться,правда,красивые места и очень хорошая по-

года при акклиматизации очень хорошо снимают психологическую ус-

талость. Дождь и холод в начале маршрута всегда выматывает.

Через плес подошли к порогу шивера БСТ. Порог отличается от

предыдущих большей шириной, но скорость течения не изменяется за

счет множества надводных камней и малой глубины. Прохождение это-

го порога чисто слаломное и после более сложных порогов нам оно

доставило удовольствие (фото 31-33).

Через десять минут подошли к водопаду Оба-на. Красивое зрели-

ще, можно стоять и смотреть на него, не отрываясь, очень долго.

Мы полюбовались минут пятнадцать, сфотографировались(34,35) и на-

чали обнос по широкой тропе. Он занял у нас минут сорок, вещи к

катамаранам мы сильно привязывать не стали, так как через плес

следующий водопад Маманя (фото 36). В отчетах мы прочитали, что

его обнос затруднен, но видимо за последние годы там натоптали

между камней приличную тропу и обнос даже судов(фото 37-38) проб-

лем у нас не вызвал. Время обноса полтора часа. Правда, в самом

узком месте (фото 39) камни постоянно мокрые и скользкие из-за

взвеси водяной пыли от водопада, но от этого спасает постоянное

внимание и хорошая обувь.

Под водопадом уже стояла одна группа, и мы решили обед не

делать, а, любуясь водопадом, сделать небольшой перекус и пройти

немного дальше до следующего хорошего места для стоянки. Пока вы-

бирали место подошли к порогу Тесный. Подходить к самому порогу

не стали и остановились на стоянку метров за триста. В районе по-

рога издалека виднелся дым от нескольких костров, и встать там мы

 

Фото 23. Порог Сомнительный проходит четверка.

 

Фото 24. Порог Сомнительный проходит четверка.

 

Фото 25. Порог Сомнительный проходит двойка.

 

Фото 26. Порог Муравейный проходит четверка.

 

Фото 27. Порог Муравейный проходит двойка.

 

Фото 28. Страховка идет на помощь.

 

Фото 29. Каякер покидает каяк.

 

Фото 30. Вытаскиваем каяк.

 

Фото 31. Шиверу БСТ проходит каяк.

 

 

 

Фото 32. Шиверу БСТ проходит четверка.

 

Фото 33. Порог Шивера БСТ проходит двойка.

 

Фото 34. Группа на фоне водопада Оба-на.

 

Фото 35. Водопад Оба-на.

 

Фото 36. Водопад Маманя.

 

Фото 37. Обносим четверку.

 

Фото 38. Обносим четверку.

 

Фото 39. Самое узкое место обноса водопада Маманя.

 

 

 

Фото 40. Порог Тесный проходит четверка.

вряд ли смогли бы (что подтвердилось на следующее утро), а прохо-

дить порог после двух обносов уже не хотелось. Правда, пришлось

подняться вверх метров на десять. Рядом с водой ровных полян

здесь нет.

Весь день шли без обеда, и на стоянке он у нас плавно перешел

в ужин. Вечером все отметили, что так по сложности препятствий

другие водные маршруты в этом регионе не начинаются, да и событий

за эти два дня хватило бы на целый поход, а впереди еще много ин-

тересных порогов. Даже уже сейчас маршрут понравился всем. На бе-

регу появилось немного ягод и одиночные грибы. Отбой в два ночи.

 

6 День.

 

Встали в одиннадцать, вышли в час. После осмотра порога Тесный

прошли его всеми судами и разными путями (фото 40-42). Чисто

пройти практически не возможно, в узких местах один балон немного

проходит по камням. В малую воду четверка не пройдет. Страховка с

берега. После порога Тесный река расширяется, берега заболачива-

ются, хорошее место для стоянки найти трудно. Через час прошли

остатки деревянного моста дороги на п.Вуориярви,до него встреча-

ются несколько небольших перекатов.После него через три часа спо-

койной и неторопливой гребли на солнцепеке прошли небольшой поро-

жек, а еще через пятьсот метров подошли к порогу Ступенька. После

предыдущих напряженных дней пороги немного надоели, и когда мы за

порогом увидели красивое место под стоянку, то решили остановить-

ся. Самым главным было то, что наши рыбаки обещали нам в этом

месте рыбу. Порог проходили на пустых судах. После основного сли-

ва (фото 43) идет довольно мелкая шивера с множеством камней и на

груженых катамаранах повышается вероятность пропороть оболочку.

После прохождения обнесли вещи, рыбаки пошли ловить рыбу, де-

журные начали готовить обед, а остальные, разбив бивак, ушли за

грибами. То есть у нас получилась хорошая полудневка. Рыбалка

оказалась неудачной, а вот грибов на жареву мы собрали. После

обеда каякеры поучили двух из нас делать эскимосский перево-

рот(фото 44).Лопата получилась у обоих, а вот винт все-таки надо

учиться делать в бассейне, несмотря на хорошую погоду и неопрен,

через час у обоих зуб на зуб не попадал. Вечером после ужина

пели песни под гитару. Полудневка удалась. Отбой в двенадцать.

 

7 День.

 

Встали в одиннадцать, вышли в час. Через полтора километра на

мелкой небольшой шивере сильно рвется четверка(фото 45). Рядом

вокруг болото, высокая трава и рой мошек, стоять на месте не да-

ют, даже репелент не помогает. Руководитель решает погрузить сду-

тую четверку на две двойки и таким паровозиком (фото 46) дойти до

приличного места для ремонта. Так мы дошли до порога Малый

 

Фото 41. Порог Тесный проходит двойка.

 

Фото 42. Порог Тесный проходит каяк.

 

Фото 43. Основной слив порога Ступенька проходит двойка.

 

Фото 44. Руководитель обучает вставать на каяке.

 

Фото 45. Небольшая дырочка.

 

Фото 46. Транспортировка четверки на двух двойках.

 

каньонный. Под порогом красивый пологий скальный выход к воде,

идеальное для нас место. Все суда проходят порог, а четверку об-

носим. Ремонт занимает три часа, за это время мы успеваем приго-

товить обед и позагарать на пляже. Экипаж четверки в четыре руки

поочереди все время шил и клеил. Оболочка очень сильная и пор-

ваться должна была ну на мощном пороге, но порвалась на такой бе-

зобидной шивере, да и так, что можно было и не заметить.

От порога Малый каньоный до порога Водопадный прошли за три

с половиной часа. Встречаются небольшие шиверки, четверка теперь

идет очень внимательно. Река расширяется, глубина увеличивается,

мест для стоянок мало. Порог Водопадный проходим на пустых су-

дах(фото 47-52),между ступенями на берегу хорошее место для сто-

янки (фото 53), решаем останавливаться на ночлег. Порог многовод-

ный, и не смотря на сложность, проходится гораздо легче, чем тот

же Кавказский или Тесный,главное правильно зайти на основной слив.

Сначала проходит двойка, затем четверка и двойка.Одна двойка по-

лучает небольшую дыру в оболочке, правда, с ней можно было идти

дальше. Каякер с утра чувствовал себя уставшим и порог решил не

проходить, потому что в основном сливе есть возможность заклини-

вания и выбраться в таком состоянии ему будет тяжело.

Вечером и утром руководителю трудно всех оторвать от черники,

здесь ее много как в Карелии. Грибы собирать нам было лень, хотя

рядом их видели. Отбой в час.

 

8 День.

 

Встали в одиннадцать. Вышли в час. В девять часов нас разбудил

грохот низколетящего вертолета, который привез под порог на ры-

балку финов. Когда выходили насчитали человек десять. Сам верто-

лет Рослесохраны с пилотами увидели метров через пятьсот на поля-

не высокого левого берега совсем рядом с водой. Характер реки не

меняется, плесы с небольшими перекатами и шиверками. До слияния

рек Кутсайоки и Тунтсайоки в реку Тумча подошли примерно за два

часа. В начале река Тумча шириной не менее двухсот метров, дует

встречный ветер и на середине волны до полуметра. Через час под-

ходим к порогу Карниз, осмотр с обоих берегов, но с правого луч-

ше. Проходим порог всеми судами (фото 54-55). Страховка после

первого слива. Вообще пороги Тумчи при нашем уровне воды много-

водны и после порогов Кутсайоки и осмотра кажутся простыми. Через

минут тридцать подошли к порогу Каньонный и на высоком левом бере-

гу остановились на обеденный привал. Далее после порога Каньонный

через плес подошли к порогу Шляпа, осмотр как по левому берегу,

так и по острову. Порог Шляпа проходили по основной С-образной

протоке всеми судами (фото 56-59). На пороге встретили несколько

групп, которые рассказали, что по озеру до п. Зареченск каждый

день ходит катер, стоимость проезда сто рублей, так же они ока-

 

Фото 47. Начало порога Водопадный проходит четверка.

 

Фото 48. Основной слив проходит двойка.

 

Фото 49. Основной слив порога Водопадный проходит четверка.

 

 

 

Фото 50. Двойка в пороге Водопадный обходит бочку после ос-

новного слива.

 

Фото 51. Последнюю ступень проходит двойка.

 

Фото 52. Последнюю ступень порога Водопадный проходит четвер-

ка.

 

Фото 53. Стоянка на пороге Водопадный.

 

Фото 54. Порог Карниз проходит двойка.

 

Фото 55. Каяк проходит порог Карниз.

 

Фото 56. Двойка проходит порог Шляпа.

 

Фото 57. Двойка проходит порог Шляпа.

 

Фото 58. Каяк проходит порог Шляпа.

 

Фото 59. Каяк проходит порог Шляпа.

 

Фото 60. Наша походная баня (специальный тент).

зывают дополнительные услуги по продаже всего, чего закажешь на

завтра, всегда есть только пиво и водка. Правда регулярность рей-

сов зависит от состояния капитана, который не прочь и загулять

на недельку. Мы дожидаться его, чтобы чего-нибудь купить, не ста-

ли, ведь когда пойдем на встречу, то если он будет, сможем перех-

ватить. Через километра три после порога на левом берегу остано-

вились на ночлег. К вечеру стали появляться облака, а встречный

ветер усиливаться, завтра погода испортится. Отбой в час.

 

9 День.

 

Катер прошел мимо нас в часа три ночи, когда мы уже все дав-

но мирно спали. Утром дежурные в заводинке поймали первую щуку и

трех окуней, но готовить не стали, решили сохранить до обеда, а

в течение дня может поймаем еще.

Вышли в двенадцать. Ветер встречный, пасмурно, накрапывает

мелкий дождь. Погода шепчет, что надо дождаться катера. Плывем и

постоянно вслушиваемся в тишину, но идя по кратчайшему пути, его

упускаем. Он проходит по другой протоке, и мы видим его только

далеко сзади и далеко впереди. При ориентировке дважды потребо-

вался компас, правда, показывал точно без склонения.

Когда выходим на открытые пространства, ветер усиливается, но

идти можно. Места красивые и по берегам встречаем несколько

групп, но не подходим. Через три часа останавливаемся на обед.

После обеда опять монотонная трехчасовая гребля. К вечеру дождь

Прекращается, и по небу появляются просветы. Настроение немного

поднимается. Прошли не более десяти километров, против ветра

идется очень тяжело. Если он прекратится пойдем гораздо быстрее.

Рыба не ловится. Черники много, грибов тоже. Отбой в двенадцать.

 

10 День. Дневка.

 

Встали в одиннадцать. На небе среди облаков пробивается солн-

це, ветер не такой сильный как вчера. Погода улучшается на гла-

зах. Сегодня день рождения руководителя, вечером устраиваем вече-

ринку, а днем делаем баню (фото 60). К вечеру совсем распогоди-

лось. Катер проплывал далеко от берега по фарватеру и нас не за-

мечал. Отбой в три ночи.

 

11 День.

 

Встали в двенадцать, вышли в два. На озере почти полный

штиль, идем раза в три быстрее, чем два дня назад. Когда входим в

Сушозеро дует небольшой встречный ветер, но скорость почти не

уменьшается, через четыре часа останавливаемся на обед, после

обеда еще через три часа уже видим вдалеке здание плотины. Оста-

навливаемся на ночевку, потому что обратные билеты у нас на пос-

лезавтра рано утром. Мы успеваем с запасом подойти к п. Зареченск

и к вечеру добраться до вокзала г. Кандалакши. Только встать надо

пораньше. Около самого поселка вечером и утром не хочется встре-

чаться с местными. Отбой в двенадцать.

 

12 День.

 

Встали в девять, вышли в одиннадцать. Погода опять хорошая,

на озере почти полный штиль, солнце жарит, даже не хочется уез-

жать(фото 61). Через два часа подошли к пирсу кораблей и на пра-

вом берегу остановились на стапель, на берегу сидели хорошо оде-

тые мужики и наблюдали за нами, но мы их проигнорировали. Если

это водители и захотят заработать,то сами нас найдут.Так и вышло,

через десять минут после того, как мы вылезли на берег они подош-

ли. Договорились, что мы пообедаем, соберем вещи и в пять часов

вечера поедем.

Погода нам помогла, вещи на солнцепеке высохли буквально за

час, и мы смогли еще успеть сходить в Зареченск купить свежий

хлеб и часть продуктов в поезд. Дорога до вокзала г.Кандалакша

заняла у нас часа два. На вокзале мы сдали каяки в багаж, купили

недостающие продукты, дали телеграмму и ночью уехали в Москву.

 

7.ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ.

 

К потенциально опасным участкам стоит отнести все определяю-

щие препятствия, и особенно, водопады. При обносах водопадов

приходится нести вещи и суда по мокрым скользким камням. В водо-

пад попасть практически невозможно, а вот отбить колени вполне

реально. На озере для судов представляет опасность подход к бере-

гу. Озеро, образованное плотиной, затопило большие участки леса,

которые напоминают о себе мощными подводными корягами по берегам.

Почти все пороги требуют тщательного осмотра и страховки, а так

же сначала обноса вещей, потому что в некоторых местах о чистом

прохождении не может быть и речи. При малой воде в этих местах

понадобится обнос.

 

8.ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ,ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

И ЗАНЯТИЙ НА МАРШРУТЕ.

 

Верховье реки Кутсайоки до водопадов подкупает красотой бе-

регов, порогов и конечно же, самих водопадов. После них красота

реки постепенно пропадает, зато появляется хорошая рыбалка и мно-

го ягод. В верховье их нет. Во время нашего похода была очень хо-

рошая погода и днем на обеде всегда можно было искупаться, а вот

загарать мешали комары, правда, по сравнению с той же Карелией их

почти не было. На озере рыба есть,но мало.

 

Фото 61. На озере почти полный штиль.

 

Фото 62. Конец похода, Ленинградский вокзал.

9.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

 

9.1 Состав группового снаряжения.

 

Палатка 3-4х местн.,тент,каркас,колышки

Комплект

3

2-х местный катамаран(рама+таежный вариант)

Комплект

2

4-х местный катамаран(таежный вариант)

комплект

1

Каяк,юбка, емкости непотопляемости

комплект

2

Спасконец

Шт

3

Весла канойные

Каячные

Шт

Шт

10

3

Насос ножной

Шт

1

Посуда: Каны 3,5,7 л,половник,сковорода

Комплект

1

Топор в чехле большой

Шт

2

Пила двуручная

Шт

1

Таганок, тросик, крючки

Комплект

1

Ремнабор и инструмент

Комплект

1

Медицинская аптечка

Комплект

1

Веревка Ш 6 мм

Ø 8 мм

М

М

100

50

Карта,описание

Шт

2

Гермомешки 60л

Шт

14

Рукавицы брезентовые

Пара

2

Тент хозяйственный

Шт

1

Тент-баня

Шт

1

Компас

Шт

2

Фотоаппарат с пленками

Шт

3

Часы с будильником

Шт

2

Нож кухонный

Шт

2

Фляги 1.5 л

Шт

4

 

9.2 Ремнабор и инструмент.

Прорезиненная ткань(заплатки)

мІ

1

Пластырь 3*500 см

Шт

1

Клей Уран

Л

0.5

Клей 88СА

Л

0.5

Растворитель 646

Л

0.3

Ткань теза(заплатки)

мІ

1

Наперсток

Шт

2

Изолента ПВХ

Рулон

2

Иголки 4 тонких 4 толстых

Комплект

1

Шкурка

мІ

0.5

Нитки капроновые: толстые, тонкие

Катушка

По 1

Плоскогубцы (красные ручки)

Шт

1

Киперка(в запас)

М

15

 

9.3 Состав личного наряжения (обязательного, остальное по

собственному усмотрению).

 

Рюкзак

шт

1

Коврик теплоизоляционный

шт

1

Спальный мешок

шт

1

Кроссовки сплавные(неопреновые тапочки)

Шт

1

Сплавной костюм ( непромокаемый )

Шт

1

Жилет спасательный 16 л

Шт

1

Каска

Шт

1

Миска,кружка,ложка,нож складной,зажигалка

Шт

По1

Документы (паспорт)

Шт

1

Сиденье теплоизоляционное (пендаль)

Шт

1

Медсредства личного пользования (нет в аптечке)

шт

1

 

9.4 Погодные условия.

 

Сразу можно сказать, что у нас был только один пасмурный и

ветреный день в конце похода на озере, остальные же дни светило

солнце. Температура воздуха не опускалась даже ночью меньше

+15°С, температура воды в реке была днем не менее +18°С. О такой

погоде в походе можно только мечтать.Конечно же, это скорее всего

исключение из правил и лучше не надеяться на теплые дни. За один

пасмурный день природа напомнила, что хоть и лето, но находимся

мы немного южнее Северного полярного круга. Сильный встречный ве-

тер и резкое понижение температуры заставили нас одеть теплую

одежду и находиться на берегу большей частью у костра.

 

9.5 Смета расходов на весь поход (на одного человека).

 

 

Наименование

 

 

Сумма, руб.

Билет ж/д от г. Москвы до г.Кандалакша

198

Оплата машины от г.Кандалакша до Чертова моста

200

Билет ж/д от г.Кандалакша до г.Москва

205

Питание в поезде ТУДА

80

Питание в г.Зареченск и в поезде ОБРАТНО

120

Питание в походе в день (в среднем)

50

 

ИТОГО:

 

 

1353.00

 

9.4 Раскладка продуктов.

 

Раскладка продуктов была использована та,которой завхоз поль-

зовался в предыдущих походах. В ней использованы рекомендации ли-

тературы находящейся в библиотеке МГЦТК и замечания полученные в

ходе предыдущих походов. Здесь в отчете приведено меню на четыре

дня на десять человек для походов третьей категории сложности

( высота над уровнем моря не превышает 1000 м ). Соотношение

Б:Ж:У для данного рациона составляет1:1.15:4.3,калорийность нахо-

дится в диапазоне от 2930 до 3500 ккал в день.Соотношение и кало-

рийность могут меняться за счет дополнительных продуктов и смены

завтраков на ужины и наоборот. Изменения в меню завхоз производил

с учетом изменения графика движения,физических нагрузок, погодных

условий и покупок с таким расчетом, чтобы группа в любой день на-

ходилась в серьезном рабочем состоянии. Период акклиматизации

прошел за два дня (не считая заброски). Условный сход с маршрута

не наблюдался из-за небольшой продолжительности похода и потому,

что группа была хорошо подготовлена физически.

В конце продуктов осталось на один день в запас, как и плани-

ровалось. Подсчет соотношений и калорийности в меню не приводит-

ся, потому что точные цифры в походе нам не нужны и меряют про-

дукты на глаз ложками и кружками. Поэтому цифры, хотя они и дос-

таточно точные, использовать лучше ориентировочно для покупки в

магазине. Чтобы научиться составлять раскладку и тем более поль-

зоваться ей, советуем прочитать литературу ( 3 ).

Хотим отметить, что раскладка состоит из простых продуктов,

которые продаются в простых магазинах, и не претендует на идеаль-

ную по весу(1кг на человека в день).Но для водных походов третьей

категории сложности годится.

Продукты подбирались так, чтобы блюда были не только калорий-

ными, но и быстро готовились, особенно обеды. Обеденный привал

у нас занимал в среднем два часа, а в прошлых походах с меньшей в

двое группой полтора.

 

1 День. 2 День.

 

Завтрак Завтрак

 

Сгущенка 400г Фасоль 900г

Рожки 850г Лук 200г

Масло топленое 200г Томат 200г

Чай Рыба в томате 2 шт

Сахар 80г (консервы)

Щербет 500г Хлеб(сухари) 700г

Сыр 400г Чай

Хлеб(сухари) 500г Сахар 80г

Шоколад 500г

 

Обед Обед

 

Рыба в масле 2шт 250г Тушенка говяжья 2 шт

(консервы) Борщ(пакетики) 150г

Картошка 1000г Картошка 1000г

Лук 200г Лук 200г

Морковь 250г Морковь 500г

Специи Специи

Соль Соль

Чай Хлеб(сухари) 500г

Сахар 80г Сахар 80г

Печенье 150г Печенье 150г

Чай

 

Ужин Ужин

 

Гречка 850г Рожки 850г

Тушенка говяжья 2 шт 325г Тушенка говяжья 2 шт 325г

Лук 200г Лук 200г

Сахар 80г Томат 100г

Орехи с медом 40г Какао 150г

Томат 200г Сгущенка 400г

Соль Чай

Чай Сахар 80г

Халва 800г

Соотношение Б:Ж:У 1:1.6:3.35 1:1.07:4.32

Калорийность на чел. 3040.9 Ккал 3046,9 Ккал

Вес на чел. 985г 1150г

 

3 День. 4 День.

 

Завтрак Завтрак

 

Пшено 850г Геркулес 750г

Сгущенка 400г Сгущенка 400г

Изюм 400г Сыр копченый 400г

Масло топленое 200г Масло топленое 200г

Сахар 80г Сахар 80г

Халва 500г Щербет 500г

Хлеб(сухари) 500г Хлеб(сухари) 500г

Соль Соль

Чай Чай

 

Обед Обед

 

Рис 500г Картошка 600г

Тушенка говяжья 2шт 330г Фасоль 2шт

Лук 200г (консервы)

Соль Тушенка говяжья 2шт

Специи Лук 200г

Томат 200г Морковь 200г

Сахар 80г Масло топленое 200г

Печенье 150г Рожки 850г

Хлеб(сухари) 500г Специи

Чай Соль

Сахар 80г

Печенье 800г

Хлеб(сухари) 500г

Чай

 

Ужин Ужин

 

Рис 1000г Мука блинная 1000г

Тушенка говяжья 2 шт 330г Сгущенка 400г

Лук 200г Сахар 80г

Морковь 200г Сгущенка вареная 400г

Сахар 80г Чай

Шоколад 500г Масло подсолнечное

Хлеб(сухари) 500г

Сало 300г

Чай

Соотношение Б:Ж:У 1:1.12:4.78 1:0.81:4.74

Калорийность на чел. 2928 Ккал 3500 Ккал

Вес на чел. 877г 1085г

В раскладке не учтены витамины.Каждый день в конце дня после ужи-

на завхоз выдавал по три драже ундевита. Для третьей категории

сложности и данной раскладки этого достаточно.

Общий список продуктов не приводится, потому что скорее всего

все равно его придется пересчитывать в зависимости от количества

человек в группе и походных дней.

 

10. ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА.

 

Маршрут по реке Кутсайоки, как нам показалось, очень похож на

весенние Кавказские. Весной мы были на реке Б.Зеленчук и эти два

маршрута технически оцениваем примерно одинаковыми, с той лишь

разницей, что температура воды и воздуха здесь летние.Правда, при

плохой погоде она может и исчезнуть. Рыбалка, грибы и ягоды ко-

нечно же не в счет.

При прохождении порогов большое значение имеет уровень воды.

Мы проходили все пороги, кроме водопадов. Но при меньшем уровне

воды возможно большую часть порогов придется обнести. Такое поло-

жение вещей нам бы, наверное, мягко сказать,очень не понравилось.

Поэтому советуем примерно представлять ситуацию в регионе. Уро-

вень рек здесь в основном зависит от количества дождей и уровня

снежного покрова зимой. Мы следили за прогнозом погоды почти весь

сезон и сравнивали с предыдущими годами. По нашим худшим предпо-

ложениям уровень должен был быть средним, и он примерно совпал с

действительностью. Но на порогах из-за мелких и узких участков мы

все равно пользовались обносом вещей.

Пороги оправдали наши ожидания, их сложность позволяла отра-

ботать тактику и технику их прохождения при простой страховке и

наличии времени на ремонт. Для большей части группы они позволили

повысить квалификацию в прохождении локальных препятствий, а для

остальных служили отличной тренировкой.

С тактикой прохождения данного маршрута трудности вряд ли мо-

гут возникнуть, но в нестандартных ситуациях (растяжение руки од-

ного из нас и появление пассажира, сильный прорыв четверки) мы

увидели, что такое быть готовым психологически к любым ситуациям,

вне зависимости от обстоятельств. И как раз переход сложности

маршрута от третьей категории к четвертой, по нашему мнению, тре-

бует дополнительной подготовки всех членов группы. Если до трешки

в сложной ситуации руководитель сам сможет самостоятельно управ-

лять процессом и своими навыками закрыть трудные моменты, то пос-

ле трешки это будет уже представлять дополнительные трудности,

особенно при сильном удалении от цивилизации и жестким графиком

движения. Сильнее всего это касается времени прохождения локаль-

ных препятствий и слаженности работы во всем. У нас половина уже

имела опыт прохождения маршрута такой же категории и поэтому все

сложности мы миновали достаточно уверенно и без потерь времени. К

тому же наши задачи в экстремальных случаях упрощались бы из-за

возможности максимум через полтора дня сняться с маршрута в любой

его точке и большим составом группы, который позволял быстро ус-

танавливать надежную страховку.

Из-за финансовых трудностей мы решили для сплава использовать

пластиковые каяки. Данный маршрут они шли на пределе возможностей

и только благодаря большому уровню воды. При меньшем уровне у нас

неизбежно возникли бы большие трудности, поэтому советуем пользо-

ваться только полиэтиленом. Остальные суда нас полностью удовлет-

ворили. Один катамаран шел с дюралевой рамой, два других с дере-

вянной. Весла использовали как полиэтиленовые, так и дюралевые.

Опасность попадания в водопады при обносе, по нашему мнению,

сильно преувеличена. Их обнос у нас занял не больше времени, чем

любой другой порог и не потребовал дополнительных мер предосторож-

ности. Правда такое снаряжение как у нас пока еще есть не у всех,

и можно обратить внимание на обувь и правильное распределение ве-

щей по рюкзакам для их облегчения.

Подъезд и отъезд с маршрута простые,но дорогие, правда,смета

всего похода у нас совпала со сметой весеннего похода на Кавказ,

что вполне приемлемо.

В целом же можно сказать, что маршрут будет интересен и дост-

тупен всем. Только надо обязательно брать во внимание уровень

воды и ваш опыт. С плохой подготовкой с выходом на данный маршрут

лучше повременить.

 

11.КАРТА МАРШРУТА.

 

Для ориентирования использовали карту масштаба 1:200000 от по-

рога Тесный, до него пользовались упрощенными схемами отчета о

походе ( 1 ). Этого более чем достаточно. При ориентировке мы

полностью контролировали наше передвижение. На карте и схеме,

приведенных в отчете, показана нитка маршрута.

 

Условные обозначения:

 

Водная активная часть маршрута.

 

Места ночлегов и дневок.

 

Места обеденных привалов.

 

Места начала и конца активной части маршрута.

 

12. ФОТОГРАФИИ.

 

Фотографии порогов не несут технической информации,так как

такая задача перед фотографом не ставилась. Фотография все-таки

сглаживает и отдаляет реальную картину, поэтому они дают только

общее представление о препятствиях. Другие же снимки несут инфор-

мацию о пути маршрута для более удобного ориентирования или прос-

то являются рекламой маршрута. Из опыта предыдущих походов между

фотографиями, читаемых перед походом отчетов, и оригиналом общее

обнаруживается только по приезду домой.Но без фотографий отчет бы

был не полным.

От похода к походу, по нашему убеждению, качество наших фо-

тографий улучшается, но с их помощью передать полную картину все

равно не удается. К тому же каждый поход мы теряем из-за непро-

фессионализма пленки и топим минимум один фотоаппарат. Это стано-

вится неразрешимой проблемой. Ее решение мы видим только с ис-

пользованием видеокамеры, а по советам профессионалов и двух. Да

и снимать должны хотя бы полупрофессионалы. Это потребует допол-

нительных финансовых вложений и навыков, но если развиваться

дальше, на них придется идти, хотя и сейчас нет возможностей.

 

13.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Отчет о походе N 5543, руководитель Вавилин М., Москва библио-

тека МГЦТК, 1998 г.

 

2. А.А.Алексеев "Питание в туристском походе." ЦДЮТур РФ, Москва,

1997г