Агенство Венгрова E-mail
Форумы
О нас Путешествия Суда для сплава Снаряжение Библиотека Ссылки Уймонский  ковчег Весенняя Мста

Главная  ::  Библиотека  :: Федерация спортивного туризма - объединение туристов Москвы.
Трагедия на "Интерралли Белая-2000".
(Субъективный взгляд)

"Конь на скаку
И птица – влет
- По чьей вине?
-  По чьей вине?"

    В.Высоцкий

    5 мая 2000 года на соревнованиях "Интррали Белая" погиб опытный турист волдник, Тимофей Красников. Прошло девять месяцев, но по объективным и субъективным причинам официального разбора этой трагедии не было.

    Соревнования на адыгейской реке Белая двадцать лет безаварийно проводились под руководством известного туриста водника, неоднократного Чемпиона СССР по туризму краснодарца Н.Дерикочмы. Это была единственная в стране дистанция туристского многоборья на участке, включающем локальные препятствия 6-й категории сложности. "Интерралли Белая" были самыми "раскрученными" нашими соревнованиями. Их показывали весьма подробно по РТР, НТВ, освещали в центральной прессе. Два года назад сначала адыгейские чиновники, а затем и наши товарищи из Краснодара осуществили "революционный переворот на Белой". Причины и методы таких событий не отличаются чистотой и порядочностью, мне сейчас не хочется раздувать склоку, но в результате был отстранен Н.Дерикочма и примерно половина постоянных членов ГСК.

    Я не один десяток лет занимаюсь анализом несчастных случаев в водном туризме, ряд лет (за исключением последних двух) был одним из организаторов "Интерралли Белая". Кроме своих основных обязанностей на Белой, под руководством многолетнего начспаса соревнований Игоря Васильева координировал действия спасателей на правом берегу у порога Киши-2. Поэтому считаю возможным и необходимым ознакомить читателей со своей личной оценкой случившегося.

    Заранее должен оговориться, что юридически произошедшее следует считать несчастным случаем, погибший давал соответствующую подписку, и, с точки зрения Законов России, никто не виноват. Но, кроме юридических, существуют и другие подходы к проблеме.

    Туристско-спортивный Союз России не финансировал эти соревнования в 2000 году именно из-за разногласий во взглядах на "Положение о соревнованиях" как раз в части обеспечения безопасности. Положение об отборочном чемпионате на рафтах вообще не согласовывалось с ТССР, а было выпущено так называемой "Федерацией рафтинга" и согласовано с Председателем федерации туризма Краснодарского Края О.Дубровским.

    Происшедшее, на мой взгляд, было закономерным. Случайностью было только то, что погиб именно Тима Красников.

    Коротко изложу суть ЧП:

    В рамках "Интерралли Белая-2000", кроме Чемпионата России по водному туристскому многоборью, одновременно проводились отборочные соревнования по рафтингу "Camel WW". Авария произошла на дистанции "Марафон" для рафтов, которая проходила с групповым стартом шестиместных судов и включала на завершающем этапе "шестерочную" связку порогов "Киши-1 – Киши-2". Рафт неоднократных участников Кэмеловских отборов команды "Норд-Ост" под руководстом Т.Красникова перевернулся в пороге Киши-1. Четверо спортсменов выбрались на берег до порога Киши-2 (часть из них с помощью спасателей). Два безуспешно пытались ухватиться за рафт. Над порогом Киши-2 стоял метальщик "морковки", который "выложил" спасательную веревку и двое пловцов за нее уцепились. Затем один пред сливом отцепился, прошел порог автономно и был подобран спасателями. Т.Красников, держась за веревку (запутавшись в веревке), ушел в слив и больше его не видели. Длина страхующей веревки не должна была быть такой большой, чтобы человек на ней ушел в слив. Поиски пострадавшего были безрезультатны. Тиму Красникова нашли только осенью ниже по течению у пос.Хамышки.

    На мой взгляд, был допущен ряд организационных и технических ошибок. Начнем с организационных:

    1. Положение о соревнованиях не отвечало требованиям по обеспечению безопасности.

    1.1 Допуск к соревнованиям по группе Б участников с опытом карельских троек типа р.Охта и р.Чирка-Кемь или соревнования 3 класса, проводимых на "двоечных" и даже более слабых реках недопустим. Против этого и возражали руководители ТССР. Главный судья П.Карьянов, настаивавший на включении порога Киши-2 в трассу группы Б заявлял, что порог безопасен и после него "плавают утки". В итоге у организаторов хватило ума не пустить группу Б в Киши. Но! На этом пороге несколько лет назад, не на соревнованиях, погиб друг Петра Карьянова и мой товарищ, опытнейший спасатель Юрий Коржов. На этом пороге погиб Тима Красников. Белая - это очень серьезная река и ошибки она прощает редко. Запас прочности опыта участников просто необходим.

    1.2 Положение о соревнованиях "Camel" содержит много, на мой взгляд, неприемлемых пунктов:

    а)не регламентируется опыт участников, мандатная комиссия опыт не проверяет, вместо этого со спортсменов берут подписку о личной ответственности за собственную жизнь;

    в) одновременный старт двух рафтов в "Спринте";

    с) одновременный старт 4-5 рафтов в "Марафоне";

    d)включение порога Киши в "Марафон";

    e)отсутствие квалификационных соревнования для рафтов.

    В те годы, когда организацией "Интерралли Белая" занимался Н.Дерикочма, такие фокусы не проходили. В свое время я лично настаивал на требованиях Оргкомитета в спорах с Григорьевым, представителем PR фирмы "Пассат", через которую финансировались "кэмеловские" соревнования в России. Им нужна была зрелищность, "экстрим", и, в конечном счете, максимум рекламы Camel, а вопросы безопасности их не волновали.

    Господа "экстремальщики" не понимают, что Белая – это не Замбези, и многовариантности прохождения таких больших судов, как рафт, может не быть. Не понимают, что для того, чтобы спасать не 6, а 12 человек одновременно нужно более, чем в два раза увеличить число квалифицированных спасателей и координаторов спасателей. Не понимают, что перед самым финишем изнурительной очной марафонской гонки проходить два сопряженных водопадных слива сложно даже для спортсменов с "шестерочным" опытом.

    Нет, не могли они не понимать. Понимали. Но – "цель оправдывала средства"!

    А средств на должное количество качественных спасателей у организаторов не хватило. На другое – хватило, а на это – нет. У господ "экстремальщиков" стояли другие цели – эмоций побольше, а затрат умственных и финансовых – поменьше. Получили …

    При другом, более вдумчивом и ответственном подходе надо было либо отказаться от залихватских идей пиарщиков, либо творчески подходить к проблеме. Групповой старт на неширокой горной реке автоматически приводит к "силовой игре" и "толканию бедрами", что вообще противоречит духу туризма, кроме того, при групповом старте на дистанцию, включающую Киши, необходимо нанимать и привозить в должном количестве высококвалифицированных спасателей с шестерочным опытом и обеспечивать их снаряжением.

    Пороги типа Кишей должны проходиться либо в дистанции "Спринт", либо в режиме ралли, а не гонки, чтобы измотанные, уставшие спортсмены не загонялись в опасный, сложный порог.

    1.3. Страховка была организована неквалифицированно и оказалась недостаточной, если не количественно, то качественно. Так до сих пор и не ясно: кто был тот самый спасатель, который бросил невыверенную "морковку" Красникову над водопадным сливом, не ясно, кто поставил этого "метателя", кто координировал работу спасателей на правом берегу, кто оставил спасателей без радиосвязи.

    Я готов вместе с И.Васильевым подробнейшим образом расписать по пунктам организацию работы спасслужбы на Белой. Но нынешним "специалистам" опыт 20 лет безаварийных соревнований на Белой не нужен.

    1.4. Поисковые работы организаторами соревнований проводились неграмотно и формально. Имея в своем распоряжении более сотни высококвалифицированных водников, оргкомитет и ГСК продолжили соревнования.

    Понятия спортивной этики для "экстремальщиков" имеет свое содержание. Флаг соревнований решили приспустить не судьи и не организаторы, а участники одной из команд.

    Теперь перейду от организационных к техническим вопросам, которые, на мой взгляд, послужили причиной или способствовали трагедии на Белой.

    2.1. Суда (рафты) спортсменам предоставляли организаторы соревнований. Фиксация гребца в этих судах не предусмотрена. Положение не допускает доработку типовых судов, даже с целью обеспечения безопасности.

    2.2. Внешняя обвязка предоставленных типовых рафтов при перевороте судна оказывается под водой. Нижней обвязки, как на спасательных лодках и плотах для обеспечения того, чтобы пловец мог схватиться за перевернутое судно – нет. Соответственно, потерпевший аварию экипаж рафта не может ухватиться за скользкое судно и вылезти на него.

    2.3. Предоставленные организаторами "фирменные" спасжилеты с символикой организаторов имели объем 6-7 литров, что явно недостаточно для крупных участников и конкретно данного участка реки. Кстати, Юра Коржов был в аналогичном маленьком жилете. Урок не пошел впрок. Здесь явно видна вина организаторов и конкретно технической комиссии.

    2.4. Отсутствие квалификационных соревнований для экипажей рафтов привело к тому, что у участников соревнований был маленький или полностью отсутствовал опыт и навыки контрпереворота рафтов и опыт и навыки вылезания на перевернутый или не перевернутый рафт. К соревнованиям ведь допускают участников не имеющих своих рафтов, а каякеров, плотовиков и катамаранщиков. Соответственно говорить об опыте тренировок на рафтах для многих не приходится.

    Вот такими соображениями я хотел поделиться с читателями в преддверии нового сезона. Мне есть еще, что сказать о лидерах "Переворота на Белой", но это уже не относится к теме данной статьи.

    Говорят, что люди голосуют руками, головой и … ногами. Хотя я и не смог увидеть протоколы соревнований 2000 года (на 10 марта отчет в Коллегию судей ТССР не представлен), но, по имеющейся информации, многие именитые водники (и каякеры и катамаранщики), которые ранее приезжали на Белую – в 2000 году эти соревнования проигнорировали. Где команда "Тритон" из Питера, "Октопус", команда Папуша, Нева-тур. Где каякеры Лазько, Пастухов, Давыдов, Живодров, Болдырев и др. Ну хорошо, кто-то не смог … К сожалению, все гораздо хуже. Боюсь, что погиб не только человек, боюсь, что погибли соревнования.

    Тем, кто дорвался до власти и решил, что может на Белой делать все, что угодно, опыт 2000 года доказал, что их компетенция и квалификация недостаточны для проведения таких соревнований на такой реке. Но, к сожалению, ни чувства вины, ни чувства стыда им не свойственны.

    Нужны очень самоотверженные и мужественные люди, готовые возродить Белую с самыми интересными в стране соревнованиями. Пока в ТССР никакого даже проекта положения о Белой не поступило. Может господа решили что-либо делать вообще без ТССР, ну тогда "флаг им в руки". … Траурный…
Мастер спорта, Судья Всесоюзной категории
Н. Рязанский


Наш адрес: Москва, ул.М. Лубянка 16/4, стр.1, 3-ий подъезд, офис 208, 2-ой этаж. Метро Лубянка, Чистые пруды, Тургеневская
Тел. (495) 621-82-27, +7 (906) 712-0484, тел./факс (495) 628-66-19   vengrov-tour@yandex.ru    ragimov@orc.ru
Время работы: пн. - пятн. 16.00 - 20.00

Реклама