МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ КЛУБ   ОТЧЕТ  

О водном путешествии третьей категории сложности, совершенном группой туристов города Москва в период с 27 октября по 08 ноября 1999 года по Краснодарскому краю по маршруту: г.Москва - п.Отдаленный - р.Пшехашка - р.Пшеха - ст.Пшехская - г.Москва

 

Номер маршрутной книжки: 1/4-330 Руководитель группы: Милевский Е.В.

 

Маршрутно-квалификационная комиссия МГЦТК расмотрела отчет и считает, что путешествие соответствует_____________категории сложности. Путешествие может быть зачтено всем участникам похода и руководителю.Отчет использовать в библиотеке МГЦТК.

  1999 год.   С О Д Е Р Ж А Н И Е О Т Ч Е Т А  

1. Справочные сведения____________________________________3 1.1 Паспорт маршрута___________________________________3 1.2 Определяющие препятствия маршрута__________________4 1.3 Состав группы______________________________________7

 

2. Общая идея похода______________________________________8

 

3. Варианты подъезда и отъезда____________________________8

 

4. Аварийные выходы с маршрута___________________________11

 

5. График движения_______________________________________12

 

6. Техническое описание прохождения группой маршрута_____13

 

7. Потенциально опасные участки (препятствия,явления) на маршруте___________________________________________38  

8. Перечень наиболее интересных природных,исторических объектов (занятий) на маршруте________________________38

 

9. Дополнительные сведения о походе______________________39 9.1 Состав группового снаряжения______________________39 9.2 Ремнабор и инструмент_____________________________40 9.3 Состав личного снаряжения(обязательный)___________40 9.4 Погодные условия__________________________________41 9.5 Смета расходов на весь поход______________________41 9.6 Раскладка продуктов_______________________________42

 

10. Итоги,выводы и рекомендации по прохождению маршрута___44

 

11. Карта маршрута________________________________________45

 

13. Фотографии____________________________________________45  

14. Список использованной литературы______________________45

 

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

1.1 Паспорт маршрута

 

Вид туризма__________________________________________водный

 

Категория сложности__________________________________третья

 

Район путешествия________________________Краснодарский край

 

Нитка маршрута:п.Отдаленный - р.Пшеха - р.Пшехашка(волок) - - порог Бегемотик (начало сплава) - р.Пшеха - ст.Пшехская

  Протяженность сплава_________________________________105 км

 

Общая продолжительность похода______________________13 дней

 

Продолжительность активной части маршрута____________8 дней

 

Количество участников____________________________4 человека

 

Средства сплава__________________два двухместных катамарана

 

Время путешествия__________________октябрь-ноябрь 1999 года

 

Уровень воды: р.Пшехашка____________________________высокий р.Пшеха_______________________________высокий

 

Адрес хранения отчета:ул. Большая Коммунистическая,дом 17, библиотека МГЦТК.

  1.2 Определяющие препятствия маршрута.    

Вид препят- ствия

 

Сложность

Длина препят- ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения(для локальных препятствий)

Волок от поселка Отдален- ный до порога Бегемо- тик

 

 

8км

Тропа проходит по сыпучим склонам и скользким скальным выступам.Их уклоны достигают 70° (фото 5-8)

Разведка опасных участков.Контроль за усталостью и рядом идущими товарищами.На склонах возможны перила и взаимопомощь без рюкзаков.

порог Бегемо- тик

Средняя

300 м

На входе несложная шивера (фото 10), потом после камня русло разделяется на три протоки, этот участок непроходим. После нее река опять сходится и образует несколько последова- тельных сливов. (фото 11-13)

Сплав начали после непроходимого участ- ка.Эта часть порога проходится без проб- лем.Сливы трудностей не представляют.

порог Змейка

Средняя

200 м

Порог можно разде- лить на три части. Первая - шивера с с множеством камней в русле, вторая - несколько последо- вательных сливов, третья - основной слив за левым пово- ротом.

Весь порог требует осмотра. Особенно заходов на первый и основной сливы. Опытным экипажам наверное стоит осматривать только основной слив. Для этого надо зача- литься заблаговре- менно перед поворо- том.Основной слив проходили по левому краю.(фото 15-17)

   

Вид препят- ствия

 

Сложность

Длина препят- ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения(для локальных препятствий)

порог Водо- падный

Средняя

200 м

Порог начинается небольшой шиверой с галечным пляжем на левом берегу,ко- торая имеет правый поворот и навал на нем на камень.Затем струя раздваивается и одна из проток стремительно падает на огромный валун, переграждающий ее полностью. За ним несложная шивера с небольшим сливом.

Осмотр с обоих бе- регов. Прошли при- жим к камню и по- дошли к ближайшему к сливу на валун улову по не основной про-токе.Затем провели катамараны до валуна и спустили их на руках и веревке за него. Далее прошли шиверу без осмотра. (фото 18-19)

порог в устье реки Пшехаш- ка

Средняя

300 м

Начинается сложным косым сливом с ко- сой бочкой, после него 200 м неслож- ная шивера до основной части по- рога. Она представ- ляет собой шиверу и три слива с бочка- ми. Один перед устьем,другой в устье и третий пос- ле правого поворота после устья. Между вторым и третьим есть улово.

Осмотр слева. Первый косой слив в малую воду придется обнес- ти, иначе навала на левый берег не избе- жать. В высокую воду косая бочка помогает повернуть катамаран почти на свечке вле- во и уйти к центру русла.Основная часть порога проходится по основной струе с ла- вировкой между кам- ней и прострелом бочек. (фото 20-24)

пороги реки Пшеха до порога Верхние Волчьи Ворота

Легкие

до 500м

Несложные шиверы с множеством камней в русле, есть мели и прижимы узкого фар- ватера в них на скалы или поваленые деревья.Стоячие ва- лы до полутора метров.

   

Требуют повышенного внимания и правиль- ного захода по глу- бокой протоке или фарватеру. Сообра- жать приходится быстро. Проходили без осмотра. (фото 26,32)

Вид препят- ствия

 

Сложность

Длина препят- ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения(для локальных препятствий)

порог Верхние Волчьи Ворота

Легкий

600 м

Шивера с сильным течением на левом, потом через 200 м плеса за навесным мостом на правом поворотах.Много об- ливников и камней. Стоячие валы до метра.(фото 33)

Требуется осмотр в малую воду участка после навесного мос-та. Проходили ли без осмотра. Лавировка между камней в полную силу и с повышенным вниманием.

порог Нижние Волчьи Ворота

Средняя

300 м

Порог начинается от большого валуна в русле между двумя валунами в два раза больше на левом бе- регу. За ним русло разделяется камнем по середине и обра- зуется небольшой слив с бочкой по всей ширине прохо- да.Затем метров 70 идет шивера среди обливников до гряды камней полностью переграждающей рус- ло.После гряды кам- ней опять шивера метров пятьдесят до двухметрового слива с бочками в скаль- ное сужение. После скального сужения опять шивера с боч-ками между валуна-ми. (фото 37-43)

Осмотр с обоих бере-гов.Первый слив про-ходили с телемарком в улове у правого бере-га,затем сделали тра-верс к левому берегу и с поворотом катама-рана вправо вошли в слив за камнем.Прошли шиверу с лавировкой между камней и подо-шли к гряде, пере-граждающей русло,у правого берега пенпендикулярно пото-ку.Дальше прошли с поворотом катамарана на 90° вправо крайний обливник гряды. Затем прошли шиверу и зача-лились в улове на правом берегу у стра-ховки. Дальше прошли слив и шиверу по основной струе с прострелом бочек. Обязательна страховка

пороги от НВВ до поро- га Безъ- имянный

Простые

400 м

Несложные шиверы с множеством камней в русле, есть мели и прижимы узкого фар- ватера в них на скалы или поваленые деревья.Стоячие ва- лы до полутора метров.

 

Требуют повышенного внимания и правиль- ного захода по глу- бокой протоке или фарватеру. Сообра- жать приходится быстро. Проходили без осмотра. (фото 44)

Вид препят- ствия

 

Сложность

Длина препят- ствия

Характеристика препятствия

Путь прохождения(для локальных препятствий)

порог Безъ- имянный

Легкий

300 м

Начинается под мос- том узкоколейки, за ним два мелких слива почти во всю ширину реки, затем после шиверы на правом по- вороте река раздва- ивается. Левая про- тока непроходима, а в правой образуется котел из двух почти пенпендикулярных сливов около метра высотой, потом идет левый поворот и в месте слияния проток образуется бочка. После нее стоячие валы до метра и кам- ни в русле.

Порог читается с воды и проходится без осмотра с прос- трелом котла и боч- ки по основной струе. В малую воду потребуется осмотр и прохождение усложнит-ся.

порог Суреж- ский

Простой

200 м

Шивера с камнями в русле. Стоячие валы до полу метра.

Прошли без осмотра по основной струе.

 

1.3 Состав группы.

 

Фамилия,Имя, Отчество

Год рожд.

Максимальный туристский опыт

Обязанности в группе, судно

 

Адрес ,телефон

Милевский Евгений Вадимович

1975

р.Воньга-2р, р.Иоканга- -р.Поной-4у

руководитель катамаран N1 капитан

141540 МО Солнечно- горский район пос.Локомотивный д.7 кв.29

Милевский Леонид Вадимович

1972

р.Иоканга- -р.Поной-4р

завхоз катамаран N1

141540 МО Солнечно- горский район пос.Локомотивный д.7 кв.29

Черноусов Евгений Валентинович

1977

р.Чирка-Кемь- р.Охта-3у

реммастер катамаран N2 капитан

г.Москва ул.Салты- ковская,д.15,к.1 кв.48 т.701-26-64

Александров Андрей Витальевич

1976

р.Шуя-2у

фотограф катамаран N2

г.Зеленоград корп.1420 кв.32 т.537-13-58

 

2.ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА.

 

Первоначально у нашей группы планировался поход по Средней Азии, но из-за военных действий на территории Киргизии и Узбекис- тана пришлось от него отказаться. При дальнейшей разработке марш- рута похода у нас произошла замена участника и возможная катего- рия маршрута поэтому снизилась. В районе Кавказа уверенным, что поход не предется откладывать во второй раз, можно было только на реках Краснодарского Края и Адыгеи,да и то, только тех,на которых сплав не начинается в Карачаево-черкессии, вследствие событий связанные с выборами губернатора. Остальные районы на территории СНГ в ноябре не годятся из-за климата. Все это сделало наш выбор небольшим. Река Пшеха подошла нам как по категории, так и по сро- кам. Еще добавляло интерес то, что отчетов по походам для этого времени в библиотеке нет, да и мы поздней осенью в походах не участвовали. Для сплава мы выбрали катамараны двойки, чтобы при нашей численности группы можно было хорошо заснять прохождение порогов. За уровень воды в реке нам можно было не волноваться. Во всех новостях за две недели до начала похода было подробно рассказано о наводнении в районе города Сочи, а река Пшехашка на- ходится в шестидесяти километрах от него. Итак можно сказать, что главной идеей похода было проведение его в межсезонье в конце осени и удлинение нашего туристского сезона водника.

 

3.ВАРИАНТЫ ПОДЪЕЗДА И ОТЪЕЗДА.

 

3.1 Заброска.

 

Заброска до начала похода не вызывает особых трудностей, но занимает минимум три дня. Поезд из города Москва отходит днем и приезжает в город Белореченск поздним вечером.Затем требуется до- ехать до села Черниговское на машине или на двух автобусах, через город Апшеронск. Здесь надо сесть на автомотрис("кукушка"фото 1), который должен Вас довести до поселка Отдаленный(Шпалорез), где и начинается активная часть маршрута. Еще возможен точно такой-же вариант только вместо Белореченска надо доехать дальше поездом до станции Хадыженская. Второй вариант дает преимущество если зало- жить в смету расходов машину, автобусов здесь ходит меньше.Первый вариант дает преимущество, если добираться общественным транспор- том. Главным неудобством заброски является несостыковка прибытия поезда с рейсами автобуса и рейсами автобуса с рейсами автомотри- са.Автомотрис уходит из села Черниговское обычно в 7-00, 12-30 и 19-00, последний отходит от Апшеронска в 17-00. Последний автобус из Белореченска уходит в 22-40, первый в 6-20, поэтому на авто- мотрис, если добираться на автобусе можно попасть только на днев- ной. Чтобы попасть на утренний, ехать надо на машине. Поезд в Бе- лореченск приходит в 23-20. Мы имели вариант с автобусами основным, а с машиной запасным. Но когда узнали на вокзале у частников, что наводнение размыло мост у поселка Новый Режет и "кукушка"идет только в 7-00 и 15-00, и только до этого моста,а далее до поселка надо ехать на автобу- се,решили добраться до села Черниговское на машине.Переночевав на площади перед остановкой автомотриса (вокзала или остановки здесь нет), в 7-00 уехали в поселок Новый Режет,где прошли три километ- ра по узкоколейке до автобуса(вахтовки). На ней мы доехали до по- селка Отдаленный.При этом нам пришлось помочь местным перегрузить продукты, перевозимые в поселок Отдаленный, которому 30 октября исполнялось сорок лет. Для этого с другой стороны моста подогнали машину ГАЗ-51, поставленную на рельсы. В ней ехали наши рюкзаки до автобуса( фото 2,3), где мы опять помогли перегрузить продукты на машину, которая привезла их до магазина.В магазине кроме нас уже разгружать их было некому,местные жители здесь все схватывают на лету и от работы все отказывались.Правда зато, когда мы закон- чили разгрузку нам была предоставлена машина, чтобы мы доехали до конца дороги в горы. Остаться на праздник мы отказались из-за нехватки времени.Куда нам ехать мы не знали и не доехали километ- ра два до начала тропы. Остановились на бивак возле брода через реку Пшеху за последним забором поселка (фото 4). На первой раз- вилке дорог после поселка мы поехали вниз, а вот на второй надо было поехать вверх, а мы поехали вниз. На третьей развилке надо ехать прямо вверх и далее, пока дорога не превратится в тропу.

 

3.2 Снятие с маршрута.

 

Сняться с маршрута можно на автобусе из станицы Пшехской без проблем. Антистапель можно расположить на правом берегу перед мостом над бетонным берегом или на левом после моста, но когда мы собирали вещи на правом берегу, на левом паслись овцы. До оста- новки автобуса можно идти как в одну сторону, так и в другую.Вре-

мя движения до них примерно одинаковое. Если идти через мост, то придется подниматься немного вверх. Правда в тридцати метрах от остановки находится почта, откуда можно послать телеграмму, и местный рынок, где можно купить дешевые фрукты. Если идти вправо, то через пятьдесят метров на этой же стороне дороги есть кафе-бар "Оазис", которое при нас не работало в субботу и режима работы на входной двери не было написан, а у остановки магазин с шашлыками. Автобус довезет Вас прямо до вокзала. Интервал между ними не бо- лее часа. Стоит заранее побеспокоиться об обратных билетах на поезд или хотя бы знать расписание их отправления, которое можно перепи- сать, когда приедете в Белореченск в начале похода. Главное здесь по каким дням они ходят. Ежедневно не ходит ни один поезд. Когда мы пытались купить билеты на вокзале в кассе нам сказали, что билетов до Москвы и Армавира нет. Ничего не оставалось,как договариваться с проводниками, чтобы они нас взяли хотя бы до Ар- мавира, где ходит несколько поездов. А когда сели в поезд мы до- говорились с ними уже ехать до самого города Москва. До Армавира билет стоит сорок рублей. Если с поездом не получится, можно поп- робовать добраться до Армавира на автобусе который отходит от площади перед вокзалом в 16-50,билет стоит 48 рублей плюс багаж. Еще до Армавира и Краснодара ходят автобусы из Апшеронска и воз- можно с автовокзала города Белореченск.

 

4.АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА.

 

Аварийный сход с маршрута затруднен только на Пшехашке и Пшехе до поселка Отдаленный. Правда на дороге до тропы возможно сняться и на машине,ведь в крайнем случае бегом до поселка не более полу- тора часов, а машин в нем много. За поселком до села Черниговское рядом с речкой проходит узкоколейка и лесовозная дорога, движение на которой довольно оживленное даже ночью (из наблюдений со сто- янки у поселка Верхние Тубы). А после поселка Черниговское река

проходит в цивилизации и проблем даже с врачами в любом селе ско- рее всего нет.

 

5.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

 

День похо- да

 

Дата

 

Участок маршрута

Рас- стоя- ние, км

Чистое ходо- вое время, ч

 

Определяющие препятствия

 

Способ передви- жения

1-3

27.10-29.10

г.Москва- -г.Белореченск--п.Отдаленный

     

поезд N23 машина автомотрис

4

30.10

п.Отдаленный- -р.Пшехашка

4

5

сыпучие склоны и скальные лбы на берегу реки

 

пеший

5

31.10

р.Пшехашка- -порог Беге- мотик

4

6

сыпучие склоны и скальные лбы на берегу реки

 

пеший

6

01.11

Порог Бегемотик

0

0

 

дневка

7

02.11

Пор. Бегемотик- стоянка рядом с п.Верхние Тубы

15

4

пороги Бегемо- тик, Змейка, Водопадный, в устье реки Пшехашка

 

водный

8

03.11

Стоянка рядом с п.Верхние Тубы-- порог Нижние Волчьи ворота

19

5

Пороги Пшехи до Верхних Волчьих Ворот Верхние и Ниж- ние Волчьи Во- рота.

   

водный

 

День похо- да

 

Дата

 

Участок маршрута

Рас- стоя- ние, км

Чистое ходо- вое время, ч

 

Определяющие препятствия

 

Способ передви- жения

9

04.11

порог Нижние Волчьи Ворота- - стоянка рядом с п.Новые поля- ны

20

5

Порог Безъ- имянный,мосты через реку.

 

водный

10

05.11

Cтоянка рядом с п.Новые поляны-- стоянка рядом с п.Ким

34

7

порог Суреж- ский, мосты через реку.

 

водный

11

06.11

Стоянка рядом с п. Ким - -ст.Пшехская

24

6

 

 

водный

11-13

06.11-08.11

ст.Пшехская- -г.Белореченск--г.Москва

     

автобус поезд N24

 

Кроме графика движения по дням следует обратить внимание на график дневных переходов. В отличие от летних и даже весенних по-

ходов, осенью день самый короткий и составляет всего около 10 светлых часов. И если использовать обычный летний график, где утром и вечером два часа уходит на свертывание и установку бивака плюс минимум полтора часа на обед, для сплава остается только че- тыре с половиной часа. Чего для него явно недостаточно. Поэтому перед походом следует подумать о подсветке бивака (фонари,свечки, газовые лампы),и быть готовым готовить пищу в темноте утром или вечером. Обед также можно заменить перекусом, нагрузив (умеренно) завтрак и ужин. Длинная ночь правда позволяла нам хорошо высы- паться. Наш сон составлял от десяти до двеннадцати часов.

 

6.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА.

 

3 День.

  Приехали в город Белореченск в 23-20, только вышли из автобуса к нам сразу подскочили владельцы частных авто с вопросом:"куда едем?". Такой быстроты мы не ожидали. Сразу отказывать не стали и начали узнавать обстановку. Из разговора стало ясно,что ехать на- до в село Черниговское на машине. У поселка Новый Режет размыло мост и автомотрис идет только в 7-00 и 15-00 и только до него, потом три километра пешком до автобуса, который уже идет до по- селка Отдаленный. Целый день сидеть в Черниговском нам не хоте- лось, а если ехать на автобусе с пересадкой в Апшеронске, то на утренний рейс мы не успевали. В машинах недостатка нет. На привокзальной площади их стояло не меньше двадцати, несмотря на позний час. Через полтора часа мы были уже в селе Черниговское на площади, где останавливается ав- томотрис. Остановки или вокзала здесь нет, поэтому мы устроились спать на ближайшем крыльце с навесом на рюкзаках. В шесть часов нас разбудила "кукушка", которая приехала и снова исчезла. В этот момент мы еще не знали верить в то, что нам рассказали на вокзале или нет и пришлось поволноваться, потому что мы уже выложили ос- новные деньги за частную машину и снимать следующую было уже нак- ладно. Но после разговора с местными жителями, которые едут тоже в поселок Отдаленный мы успокоились. Также на площади располага- лись почта,сбербанк и хлебопекарня, в ней ночью мы купили горячий хлеб, правда только белый. Остальные заведения здесь открываются не раньше десяти. Кукушка отправилась где-то часов в восемь, по- тому что к ней прицепили платформу , на которую долго загружали продукты для магазинов по пути следования. Особенно для поселка Отдаленный. Ему 30 октября исполнялось сорок лет. Грузовая маши- на, поставленная на рельсы и предназначенная для перевозки про- дуктов, во время наводнения осталась за размытым мостом.Ее приг- нали к мосту с другой стороны и она отвезла их дальше до поселка Нижние Тубы , где их перегрузили на машину, которая отвезла их уже до самого поселка Отдаленный (местные его называют Шпалорез). Чтобы долго не ждать, да и не тащить рюкзаки три километра мы по- могли перегрузить продукты и свои рюкзаки. Последнее оказалось гораздо сложнее, чем первое (фото 2).Потом после недолгой прогул- ки мы сели на машину и доехали до поселка. В магазине, пока ждали приезда рюкзаков, купили консервы с хлебом и перекусили. Продавцы помогли нам с кипятком. Через некоторое время приехали продукты и когда коснулось дело разгрузки оказалось, что разгружать их кроме нас некому, все куда-то подевались, а местные бабушки уже органи- зовали очередь. После окончания работы заведующая магазина долго нас не хотела отпускать и просила остаться на праздник, но мы от- казались. Тогда она дала водителю самую твердую валюту и застави- ла его отвести нас в горы, куда мы укажем. Мы сами не знали куда нас вести и отъехали от магазина не более двух километров, пока не уткнулись у последнего забора в речку. Отправив машину обратно поставили бивак.Времени было уже около пяти и скоро должно было стемнеть. Через час поужинали и легли спать около семи вечера.

 

4 День.

 

Встали в 9-00. Небо хмурое, но яркие зелено-желто-красные краски леса на холмах и земле создают иллюзию солнечного дня. Вчера, когда мы были невыспанными и уставшими, этой красоты нам было не заметить. Настроение боевое. Через два часа после подъема мы начали пешую часть нашего маршрута. Первый подьем с уклоном не менее пятидесяти градусов прошли тяжело, но последующий километр по хорошей проселочной дороге (фото 5)прошли довольно быстро.Река

шумит постоянно, небольшие шиверы встречаются через каждые двести метров. Когда дорога превращается в тропу, расстояние отслеживать визуально становится трудно и мы его отслеживали по скорости дви- жения. Психологически идти легко. Внимание очень повышенное, по- тому что требуется смотреть себе под ноги и одновременно впереди искать путь для движения. Примерно к двум часам, когда тропа под- нялась вверх метров на пятнадцать мы внизу увидели устье реки Пшехашка. Здесь на верху мы остановились на перекус. После него прошли еще не более километра и тропа испортилась.Приходилось почти ползком преодолевать по сыпучим склонам обрывы берега рядом с глубокими омутами(фото 6). Иногда даже требуются перила. Около

пяти на хорошей стоянке остановились на привал и сделали разведку. Пройти мы можем за час не более метров восемьсот,а мест для стоянок мы встречали мало. По ближайшему рельефу гор возмож- но,что и дальше их нет, а идти в таких условиях в темноте большой риск. Наши предположения оказались правильными и мы остановились на ночлег. В течении всего дня у нас появилось интересное заня- тие, такое как сбор плодов каштанов. Особенно с рюзаком на спине. Каштаны здесь не такие как в средней полосе и похожи на молодой орех.Затягивает не хуже семечек.Ужин все-таки пришлось готовить в темноте. С дровами проблем нет. Разжигать его лучше сухими ветка- ми кустарника с листьями похожими на листья магнолии. Они очень

сухие и хорошо расщепляются на щепки, которые моментально разго- раются даже немного мокрые. Легли спать около полвосьмого.Нам по- казалось довольно странным, что мы не видели и даже не слышали ни одного зверя и птицы. Как-будто в природе что-то должно произой- ти и это настораживало. Места для палаток мы выбирали с особой тщательностью не на самых удобных и ровных участках земли, а что- бы их не залило водой со склонов или не придавило каким-нибудь сухим деревом в случае ненастья,как требуют правила безопасности.

 

5 День.

 

Наши опасения насчет погоды оказались несостоятельными, на не- большом кусочке небе между горами над нами появились просветы и ветер перемещал облака очень вяло. Погода начала только улучшать- ся, хотя с утра вся долина реки покрывалась очень густым туманом, и определить, какая будет погода можно было только к десяти утра, когда он расеивался полностью. Встали в семь, еще в сумерках, что бы пройти побольше в светлые часы и нагнать график. Ведь вчера отошли от поселка не более, чем на четыре километра,а это значит, что отстаем от него километра на три. Вышли в девять и через час ходу поняли, что увеличить скорость передвижения мы не сможем, да и поддержать ее на вчерашнем уровне будет не просто. Тропа исчез- ла и путь усложнился. Хотели идти без обеда, но силы стремительно кончались и на пороге Водопадный напротив ручья мы все же остановились. Пока го- товили еду выглянуло солнце и осветило верхушки гор, так что от этой красоты было трудно оторвать взгляд. Наверное ради таких ми- нут и идешь в поход. Красно-желтые оттенки на фоне синего неба и шум реки так убаюкивают сознание, что хочется остаться здесь нав-

сегда, а еще если пообедать, то только тяжелый рюкзак отрезвляет и помогает мобилизоваться. Время в пути летит незаметно, постоянно приходится смотреть под ноги и выбирать дальнейший путь, что не позволяет отвлекаться.Да- же на привалах только чувствуешь, как отступает усталось и воста- навливается дыхание. Когда наступает стабильное состояние идешь дальше, а то собьется ритм и идти будет тяжелее. Поэтому мы со- вершено не заметили пройденного пути. Правда в памяти остались моменты, когда приходилось ползти вверх по склону ( фото 7), ис- пользовать веревку (фото 8) или взаимопомощь. Вечером мы долго обсуждали сложившуюся ситуацию. Идем два дня, а прошли не более десяти километров. До обещаных отчетами пятнадцати нам еще мини- мум полтора дня пути, так как он все усложняется и усложняется. Что-то тут не то. Запас по времени имеем один день дневки, и поэ- тому решение у нас было одно, что еще идем один день и начинаем сплав. Отбой около девяти. Уровень реки упал сантиметров на двад- цать.

 

6 День. Дневка

 

Встали очень организованно в семь, вышли в девять. Через десять минут на пороге, похожем на Бегемотик, остановились на привал для дальнейшей разведки. По берегу идти невозможно, а сыпучий склон покрыт густым кустарником. Руководитель с завхозом прошли по нему метров пятьсот и пока искали намек на тропу, поняли что идти с рюкзаками тут не только трудно, но и опасно. А о том, чтобы прой- ти так еще пять километров за один день не может быть и речи. Когда они вернулись, нам ничего не оставалось, как тщательно све- рить схему порога Бегемотик с имеющимся оригиналом. Единственным отличием являлось количество островов в русле на повороте, но его можно было объяснить наводнением, которое могло их намыть. А еще несколько фактов дали нам уверенность, что это порог Бегемотик. Выше по течению глубина реки на перекатах не более полуметра,зна- чит, что в обычное время сплав тут затруднен. Так же брошенные тапочкии кеды, найденные нами в листве, говорили нам о том, что многие туристы начинали сплав именно здесь. Да и время движения теперь сходится с заявленным.Так тяжелый день превратился в днев- ку.

Руководитель дал команду на подготовку к сплаву, а сам зафо- тографировал порог (фото 9-13 ) для сличения с фотографиями из отчетов. Дальше собрали катамараны (фото 14 ) и упаковали вещи, а за обедом решили сплав начать завтра. Отдых после пешки нам не повредит, а мест для стоянок по пути не так уж и много.Заснули около восьми. Уровень реки опять немного упал.

 

7 День.

 

Встали в восемь. Спали плохо, небо ночью было чистым и было хо- лодно. Еще сильно тянуло холодом от каменистой почвы. На следую- щих стоянках мы делали под палатку толстую подстилку из листьев. Погода солнечная и сухая. Уровень воды в реке зрительно вроде бы не изменился. Около десяти встали на воду. Для тренировки сделали несколько траверсов с берега на берег и пошли вниз по реке. Порог Бегемотик проходить стали только после поворота, так как он не проходим из-за лежащего поперек проходимой протоки дерева с диаметром ствола не менее семидесяти сантиметров. Через несколько минут после начала сплава подошли к порогу Змейка. Пороги мы про- ходили в следующем порядке, сначала все шли до ближайшего улова за интересным участком,где осматривали порог и устанавливали страховку с фотографом. Затем один катамаран проходил порог и сам становился на страховку. Если фотографировали и второй катамаран, то по возможности с воды, или если это невозможно, менялись мес- тами. Прохождение основного слива порога Змейка не сфотографировали из-за неразберихи с фотоаппаратом. Его хозяин не перевел кадр, а фотографу не сказал. Хорошо,что мы сняли хотя бы его общий план и прохождение первого слива(фото 15-17).На участке от порога Беге- мотик до порога в устье Пшехашки плесов почти нет, скорость тече- ния не менее 5 км/ч.Оглядываясь на берег,постоянно ловишь себя на мысли, что шли два дня, а проплывем за два часа. Река легко узна- ется после пешей части и особой внимательности при ориентировании нам не потребовалось. Порог Водопадный на пешей части мы считали проходимым, но пос- ле падения уровня воды это стало невозможным.Обносить не стали, а провели катамараны по правому берегу и спустили со слива на руках и веревке(фото 18-19). Порог в устье реки Пшехашки лучше осмотреть. Главной проблемой являются сливы с бочками, после которых легко попасть на острые камни. Порог проходили за три этапа, с остановкой в улове после первого слива (фото 20),и с остановкой после устья и левого пово- рота в улове левого берега(фото 21-24). Страховка устанавливалась здесь же. После порога в устье реки Пшехашка река расширяется и тянется последовательными, через двести-триста метров шиверами длиной до пятисот метров(фото 25-27) до самого поселка Отдаленный. Поселок находится в очень живописном месте. Со всех сторон его окружают горы,на юго-востоке видна долина реки Пшеха,(фото 28) на востоке гора Черногор, покрытая снегом, который напомнил нам дом, ведь первый снег в Москве уже был. Примерно на западе красивая ска- ла (фото 29). В начале поселка располагается мост узкоколейки и по совмести- тельству для Уралов(фото 30), за ним мы начали искать место для стоянки и остановились напротив поселка Верхние Тубы(фото 31). Характер реки после поселка Отдаленный до порога Верхние Волчьи Ворота примерно одинаковый. Это шиверы с множеством камней с вы- раженной основной струей и мелями вокруг нее, а на поворотах при- жимы к берегам с частыми топляками(фото 32). Вечером сидели и сравнивали прошедший день с другими походами и единогласно пришли к выводу, что та легкость, с которой мы про- ходили пороги не случайна, и мы готовы к более сложным походам в этом же составе. Река уже шумит меньше, но рев, груженых и проез- жающих по противоположному берегу Уралов, это компенсировал. Проходя пороги, мы совершенно забыли про обед и он плавно перешел в ужин. Отбой около девяти.

 

8 День.   Встали в семь от непонятного хруста веток рядом. В сумерках трудно было понять , что это такое. Потом, когда стало светло вы- яснилось, что это корова. По берегам мы их видели часто,далеко от поселков и без пастухов, потому что из долины они никуда не де- нутся. Вышли в десять, решили подождать, пока рассеится туман над рекой. Вечером мы пристали на теневую сторону, а утром нас радо- вало солнце. До поселка Нижние Тубы сплавлялись в режиме плаваю- щего бревна. Потом после порога на левом повороте со стоячими валами до одного метра,через двухсотметровый плес и подвесной мост начинается порог Верхние Волчьи Ворота (фото 33). Порог тре- бует обязательного осмотра в низкую воду, особенно правого пово- рота.В высокую воду порог многоводен и читается с воды.Через нес- колько минут после него подошли к памятному мосту (фото 34 ), на котором строители уже почти заканчивали восстановительные работы. Солнце разогрело воздух градусов до двадцати. На берегу после на- весного моста в конце поселка Старый Режет, на пляже увидели дым и решили остановиться на обед. Немного позагарали (фото 35). Пока обедали мимо нас по узкоколейке на противоположном берегу проеха- ла ручная дрезина с местными ребятами,а по нашему берегу груженый Урал. Когда пошли дальше пришлось даже подождать пока он уедет с русла, необычное искусственное препятствие.Через несколько длин- ных перекатов подошли к самому интересному порогу на маршруте Ни- жние Волчьи Ворота. Порог начинается в сужении реки, в далеке так же видна красивая скала (фото 36).Его можно разделить на нес- колько отрезков. Первый от начала до переграждающей русло гряды валунов и прижимом к правому берегу, второй от гряды до слива, третий - слив и четвертый после скального сужения шивера с валу- нами в русле. Проходили сначала первую и вторую часть(фото38-40) до улова на правом берегу,где выставили страховку. Затем третью и потом четвертую(фото 41-43).Самым тяжелым местом мы считаем при- жим к камню в самом начале порога и прижим к правой скале гряды. Остальные участки в высокую воду не трудны, но ошибок все равно не простят. Для другого уровня воды прохожднение изменится очень сильно, поэтому старховку придется поставить в конце каждой части, особенно для байдарок. Мы ставили страховку для первого катамарана только после второй и четвертой части.После прохожде- ния порога перед небольшой шиверой на правом берегу остановились на стоянку. Вечером зашили небольшую дыру по шву,которую протерли на мелях. На противоположном берегу проезжала раза три туда и обратно "кукушка". По расписанию подходил только один рейс, остальные на-

верное везли рабочих. Ужинали опять при свечах и легли спать око- ло девяти.

 

9 День.

 

Встали в восемь, резко похолодало, развели большой костер и грелись. На реке был сильный туман и пришлось опять ждать пример- но до десяти, пока он рассеится. Вышли в одиннадцать. После поро- га Нижние Волчьи Ворота река опять расширяется и выходит на рав- нину(фото 44), хотя перекаты с сильным течением и стоячими валами до метра высотой будут встречаться до порога Безъимянный у села Новые Поляны, после которого на левом берегу мы остановились на ночлег.Сплав на этом участке реки не так прост,как кажется по на- чалу. Постоянные повороты с сильными прижимами и топляками в них иногда приходилось проходить в сантиметрах от опасных коряг, осо- бенно под мостами. Поэтому советуем относиться к ним посерьезнее. Порог Безъимянный требует осмотра. При нашем уровне воды он мно- говоден и хорошо читается с воды, а вот в малую воду возможны мелкие неприятности. Течение реки не менее пяти километров в час, поэтому гребля совершенно не требует усилий до самого конца марш- рута. В селе Черниговское мы закупились грушами с айвой и булочками, которыми устроили перекус вместо обеда. Еще мы заметили , что сильно потускнели краски леса, раньше он был желто-красным, а те- перь почти коричневый, значит скоро наступят холода,и хорошая по- года кончится даже здесь. С приближением населенных пунктов начи- нается проблема с водой. Приходится искать ручьи, из реки воду лучше уже не брать. Легли спать в восемь.

 

10 День.

 

Встали в семь, сегодня решили пройти побольше, чтобы завтра

быть уже в середине дня в станице Пшехской и вечером сесть в по- езд. На обед остановились в конце города Апшеронск за пешеходным мостом на правом берегу, воду брали в соседнем садоводническом товариществе на левом берегу, потому что запах от сливаемой кана- лизации как раз под этим мостом, не то что брать воду, но и плыть по ней отбивает всякую охоту. Воды взяли в запас, потому что не- известно где будем ее брать дальше. На ночлег остановились напро- тив поселка Ким. Легли спать в восемь, предварительно сходив в поселок за водой на завтрак. Характер реки почти не изменился, серьезных припятствий нет.

 

11 День.

 

Встали в половина седьмого и когда только было возможно плыть в в полдевятого были уже на воде.Благо сильного утреннего тумана, как в горах не было. На реке уже появились плесы и течение немно- го ослабло. Периодически, параллельно реке, слышен шум проезжаю- щих машин по автодороге. К трем часам дня были на мосту через ре- ку рядом со станицей и одноименной деревней Пшехская. Пока сохли катамараны сбегали на почту и разведали, где останавливается ав- тобус.После разборки катамаранов, сборки вещей и обеда,примерно в шесть часов подошли к остановке, почти сразу сели на автобус и приехали на вокзал. Закупились продуктами и поздно вечером, дого- ворившись с проводниками, без билетов уехали на поезде в Москву.

 

7.ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ.

 

К потенциально опасным участкам маршрута следует в первую оче- редь отнести пешую часть. Тяжелые рюкзаки на сыпучих склонах, на скользких от дождя камнях и скалах постоянно держат в напряжении и непозволяют раслабляться. Плюс к этому не предоставляется возможным использовать мелководье из-за холодной воды,ведь в гер- ме много не пройдешь. Поэтому, иногда приходится проходить высоко по склону или продираться через бурелом. В эти моменты черезмер- ная усталось и спешка могут сослужить плохую службу, и тогда мно- гочисленных ушибов, ожогов крапивой, ссадин от колючек вряд ли можно избежать. Биваки в горах располагаются на каменистой почве и ночью, если не иметь очень хорошего спальника будет холодно. Поэтому жела- тельно не лениться и делать подстилку из листьев, кустарников под палаткой. Она позволит избежать ненужной простуды. Во вторую очередь надо отнести к потенциально опасным участкам все водные препятствия : пороги,завалы, мосты, с намотанными на опоры деревьями, а также на бродах проезжающие Уралы и проходящий скот. Пороги и завалы на реке наверное большую опасность предс- тавляют для судов, особенно в малую воду.Осмотр сложных препятс- твий и постоянное внимание позволят ее свести к минимуму.А вот мосты лучше осматривать серьезно и ни в коем случае не идти схо- ду.Хотя в наше время это последствия наводнения и для обычного времени их опасность наверное преувеличина. Местные жители показались нам обычными людьми с своими пробле- мами и вряд ли они захотят испортить Вам поход, хотя лишняя пре-

досторожность не повредит.

 

8.ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ПРИРОДНЫХ,ИСТОРИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ И ЗАНЯТИЙ НА МАРШРУТЕ.

 

График движения на данном маршруте у нас был очень насыщенный и отвлекаться от волока и сплава нам было некогда, да и во время заброски мы не имели возможности долго разговаривать с местными жителями. Поэтому о культурных объектах района у нас информации нет. Из природных нам известно только Гуамское ущелье возле по- селка Гуамка. О нем есть информация в литературе (4). Вход в него расположен со стороны поселка Гуамка, до которого можно добраться от села Черниговское на проходящей машине или пешком за два дня. Из интересных занятий можно наверное указать возможность трени-

ровок для повышения квалификации на порогах, где проста страховка и на отвесных участках скал по горной технике, где возможна стра- ховка сверху. Также можно устроить радиальный выход на любую из близлежащих вершин. Из короткого разговора с местным мы узнали, что процентов двад- цать из них занимается поиском оружия времен Великой Отечествен- ной войны, конкретные места и карты сражений конечно же держатся в секрете. У нас же в походе, из-за нехватки времени, одним единственным интересным занятием можно было назвать сбор плодов каштана, кото- рые имеют вкус похожий на молодой лесной орех, особенно с рюкза- ком на плечах и на ходу.

 

Фото 1. Группа рядом с "кукушкой". На грузовой платфоме наш тент спасает продукты от дождя.

 

Фото 2. Загружаем рюкзаки в машину с продуктами.

 

Фото 3. Машина загружена, остался маленький рюкзачок.

 

Фото 4. Наконец-то мы на природе. Первая стоянка.

 

Фото 5.Привал на пешей части.

 

Фото 6. Иногда требовались перила.

    Фото 7. Идем по склону.

 

Фото 8. Тропа пешей части.

   

Фото 9. Стоянка упорога Бегемотик.

 

Фото 10. Порог Бегемотик, начало.

   

Фото 11. порог Бегемотик, камень.

 

Фото 12. Порог Бегемотик, после поворота.

   

Фото 13. Средняя часть порога Бегемотик на повороте.

 

Фото 14. Завтра начинаем сплав.

   

Фото 15.Первый слив порога Змейка.

 

Фото 16. Средняя часть порога Змейка, сразу за поворотом ос-

новной слив.

 

Фото 17. Основной слив порога Змейка.

 

Фото 18. Прижим на камень порога Водопадный.

   

Фото 19. Основной слив на камень порога Водопадный.

 

Фото 20. Катамаран N2 проходит первый слив порога в устье ре- ки Пшехашки.

 

Фото 21. Катамаран N1 проходит основную часть порога в устье реки Пшехашка. .  

Фото 22. Катамаран N 2 Проходит порог в устье реки Пшехашка.

 

Фото 23. Катамаран N2 проходит порог в устье реки Пшехашка.

 

Фото 24. Катамаран N 1 проходит порог в устье реки Пшехашка.

 

Фото 25. Характер реки после порога в устье реки Пшехашка.

 

Фото 26. Небольшой порог на левом повороте.

    Фото 27. Спокойный участок реки перед поселком Отдаленный.

 

Фото 28. Вид на долину реки Пшеха от поселка Отдаленный.

 

Фото 29. Вид на скалу от поселка Отдаленный.

  Фото 30. Мост узкоколейки у поселка Отдаленный.

   

Фото 31. Cтоянка напротив поселка Верхние Тубы.

 

Фото 32. Характерный порог между поселком Отдаленный и поро- гом Верхние Волчьи Ворота.

 

Фото 33. Порог Верхние Волчьи ворота.

 

Фото 34. Мост у поселка Новый Режет.

       

Фото 35. Обеденный привал у поселка Старый Режет.

 

Фото 36. Начало порога Нижние Волчьи Ворота.

 

Фото 37. Катамаран N1 проходит первую часть порога Нижние Волчьи Ворота.

 

Фото 38. Катамаран N1 проходит первую часть порога Нижние Волчьи Ворота.

 

Фото 39. Катамаран N 1 проходит прижим к скале правого берега.

 

Фото 40. Катамаран N 2 вторую часть порога Нижние Волчьи

Ворота.

 

Фото 41. Слив и скальное сужение порога Нижние Волчьи Ворота.

 

Фото 42. Катамаран N 2 проходит слив порога Волчьи Нижние Ворота.

 

Фото 43. Катамаран N 2 проходит четвертую часть порога Нижние Волчьи Ворота.

 

Фото 44. Характер реки после порога Нижние Волчьи Ворота.